Интеграция вместо усиления надзора — «финансы»
Экономист Кристофер Смарт уверен, что еврозоне нужен не неспециализированный глава МинФина, а более глубокая интеграция банков и рынков капитала.
В 2017 году европейских фаворитов ожидает серия жёстких опробований, например, бурные выборы с выступлениями популистов, сложные переговоры о выходе Британии из ЕС, и новый президент США, уверенный в том, что трансатлантический альянс устарел.
Но, не обращая внимания на все эти трудности, у европейских лидеров будет шанс укрепить пошатнувший его институты и союз. В частности, им направляться сосредоточиться на восстановлении доверия к финсектору, предоставив ему больше капиталов и улучшив уровень качества надзора.
Кроме того в случае если ни в какой второй сфере они не добьются прогресса, одно только достижение данной цели разрешит в конечном счете сделать 2017-й весьма хорошим годом.
Европейские банки уже давно являются опорой экономики континента. Во Германии и Франции активы банков достигают 350-400% ВВП, тогда как в Соединенных Штатах они только легко превышают 100% ВВП.
По окончании экономического кризиса 2008 года не сильный банки еврозоны скоро согнулись под грузом нехороших кредитов, угрожая утопить вместе с собой правительства соответствующих государств.
На фоне роста сомнений в кредитоспособности многих государств кроме того сильные банки попали в так именуемую порочную петлю (doom loop), потому, что несли убытки из-за обвала суверенных долгов, пребывавших на их балансах.
Ирония в том, что эта взаимозависимость банков еврозоны в конечном счете их же и спасла. Потому, что ирландские, португальские и греческие банки были должны по большей части германским, французским и голландским банкам, все внешние шоки, каковые испытывали наиболее страны и слабые банки, срочно отражались на сильнейших.
Это подталкивало все заинтересованные стороны к поискам и сотрудничеству общего рещения, не обращая внимания на политические издержки.
Если бы все страны и европейские банки не оказались под угрозой, тяжело было бы представить себе другую обстановку, в то время, когда европейские фавориты дали согласие бы внезапно на помощь денежным рынкам в размере $1 трлн.
Тем временем, интегрированная платежная совокупность Европейского центробанка разрешала поддерживать регулярные трансферты между периферийными и ведущими банками, что помогало сохранять финансирование и коммерческую активность в нехорошие периоды кризиса.
Помимо этого, ЕЦБ продолжал операции по поддержанию ликвидности, пускай кроме того и не всегда щедро и стабильно, а в конечном счете решил вмешаться в санацию финучреждений, пребывавших на грани, тем самым, смягчив рыночный шторм. До тех пор пока политические фавориты спорили по поводу законности межправительственных кредитов, европейские университеты смягчали последствия глобального шока.
Экономисты в большинстве случаев соглашаются с тем, что для оптимального валютного альянса требуются такие элементы, как высокая трудовая мобильность, единый бюджетный надзор, синхронизация бизнес-циклов. Ничего этого в еврозоне нет.
Но, как продемонстрировал экономический кризис, интегрированные финансовые рынки и банки также смогут быть ответственным источником устойчивости.
Вопреки бессчётным прогнозам, неизбежный провал еврозоны не случился. Напротив, она несомненно укрепилась, благодаря ответным мерам, каковые повысили качества надзора, усилили университеты, объединили ресурсы.
Особенно необходимо подчеркнуть то, что регуляторы еврозоны смогут сейчас вести надзор за наибольшими банками валютного альянса и при необходимости вмешиваться.
Само собой разумеется, данный кризис, и чувство нескладности европейских университетов, спровоцировали еще и сильную негативную реакцию избирателей. Кое-какие из них сомневаются в том, что единая валюта способна принести им процветание.
Более того, тот факт, что евро пережил прошлый кризис, не свидетельствует, что он переживет и следующий.
Однако, кроме того в сегодняшнем тяжелом политическом климате европейские фавориты смогут добиться успеха, в случае если откажутся от некоторых грандиозных, нереалистичных предложений — учреждение поста главы МинФина Европы, усиление вмешательства в экономическую политику европейских государств. Вместо этого им направляться сконцентрироваться на упрочнении естественных сильных сторон единой валюты, в частности сформулировав убедительный замысел очистки балансов итальянских и португальских банков от нехороших долгов.
В совершенстве таковой замысел обязан предусматривать применение европейских ресурсов и проведение местных реформ, и устранение неэффективных компонентов в порядке урегулирования неплатежеспособности, с тем дабы банки не нагружались нехорошими долгами в ожидании судебного одобрения конвертации залогов.
Для увеличения доверия к совокупности в целом власти должны кроме этого установить ограничения на приобретение банками суверенных долгов, что разрешит порвать порочную петлю и расширить поток взносов в Единый фонд санации банков ЕС. В дополнение к этому, ЕЦБ направляться поразмыслить о вмешательстве в реструктуризацию пары банков среднего размера, легко дабы продемонстрировать, что он может это делать.
Наконец, власти должны стимулировать предстоящую интеграцию рынков капитала. Это укрепит евро, повысит готовность к принятию трансграничных рисков, диверсифицирует источники финансирования, расширит доступ к финансам.
По окончании выхода Британии из неспециализированного рынка это будет особенно принципиально важно.
Сегодняшний политический климат не разрешает полностью проводить структурные реформы, объединять бюджеты, повышать трудовую мобильность. Но в случае если европейские фавориты смогут укрепить банковский альянс, тогда у еврозоны все еще будет надежда на будущее.
Еврозона прошла через период денежного обучения. Под давлением глобальных рынков политические фавориты были вынуждены пойти на малоприятные меры, дабы укрепить валютный альянс, но это разрешило им осознать, что одна из обстоятельств появившихся неприятностей — взаимозависимость банков и рынков — в один момент открывает и путь к их ответу; она станет возможным мотором новых реформ.
Мер по интеграции европейских рынков и банковского союза капитала может оказаться не хватает, что обеспечить долговременное выживание евро, но они нужны. А в нынешние политически бурные времена это единственный настоящий вариант.
Кристофер Смарт — научный сотрудник Центра изучения бизнеса им. Моссавар-Рахмани при Школе национального управления им.
Кеннеди Гарвардского университета, ранее был особым ассистентом аммериканского президента по вопросам интернациональной экономики, инвестиций и торговли (2013-2015), помощником ассистента главы МинФина США по Евразии и делам Европы (2009-2013). Смарт есть кроме этого старшим научным сотрудником центра Chatham House.
Copyright: Project Syndicate, 2017.
Настройка модуля Финансы в Мегаплане