Искусство внутри садового кольца

Искусство внутри садового кольца

знаток и Эстет мастерства Виталий ВУЛЬФ известен многим как создатель и ведущий телепередачи «Мой серебряный шар» о жизни и творчестве звезд кино и театра. Из-под пера авторитетного критика вышло множество статей и книг об мастерстве.

Сейчас мы говорим о прошлом театральном сезоне, ставим минусы и плюсы, делаем прогнозы.

– ВИТАЛИЙ Яковлевич, на какие конкретно события этого театрального сезона вы лично обратили внимание, что вас поразило, обрадовало либо опечалило?

– Громадной печалью стала для меня смерть превосходной акт­рисы Татьяны Лавровой, с которой я дружил, страшно сообщить, пятьдесят лет. Мы познакомились в 1957 г., в то время, когда Таня была ученицей Школы-студии МХАТ.

Она была поразительно прекрасна, умна, нерв­на, быстро отличалась от всех. Еще студенточкой Лаврова играла на сцене МХАТ Нину Заречную в «Чайке» Чехова, рядом с Тарасовой – Аркадиной.

Она прославилась на всю территорию страны в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года», она великолепно игралась в паре с Михаилом Козаковым пьесу «Двое на качелях» в «Со­временнике», куда рвалась вся Москва. А позже – тишина. Для меня смерть Лавровой стала таким печальным завершением сезона

– Раз уж мы заговорили о Столичном Художественном, поведайте о ваших впечатлениях от этого театра в его нынешнем состоянии.

– В этом театре хорошая воздух, большое количество гениальных парней, и Олег Павлович Табаков без шуток заботится о собственных актерах в бытовом замысле, он в этом отношении необычный человек, широкий, внимательный. Он, кстати, и Тане Лавровой помогал три года, пока она болела, оплачивал докторов, лекарства.

Не смотря на то, что она у него ничего и не игралась. Но это неприятности творческие, а в быту Табаков для собственной труппы – папа родной. Прекрасно, что он убрал из заглавия букву «А», и МХАТ стал МХТ, чтобы и сравнений никаких больше не было.

Это второй совсем театр, чем был когда-то. В том месте довольно много пьес, на всех сценах, огромное количество.

Событий же – нет.

– Как?.. А чудо-триллер «Человек-подушка» режиссера Серебренникова?! Кроме того в новостях показывали – как общенациональное происшествие

– Я не наблюдаю пьес Кирилла Серебренникова. Меня приглашали в Художественный на премьеру по великой пьесе Ибсена «Дама с моря».

Когда-то эту пьесу игралась Элеонора Дузе. В то время, когда я выяснил, что на месте Элеоноры Дузе я замечу Марину Зудину в паре с Игорем Верником, то при всем моем добром отношении к ним я от похода на эту премьеру себя удержал.

– Да, как говаривали в старину, «роль не в средствах артистки».

– Это, понимаете, дело хозяй­ское. В этом сезоне я, например, столкнулся лично с Малым театром. Режиссер Андрей Житинкин поставил в том месте пьесу Моэма «Круг» в моем переводе, для Элины Быстрицкой.

Пьеса двадцать лет как идет в театре им. Маяковского, о чем в Малом театре, кстати, и не знали.

Замкнуто живут театры. Житинкин наименование поменял – она именуется сейчас «Амурный круг». В том месте превосходно играются многие актеры – Василий Бочкарев, Борис Клюев.

Весьма неожиданная Быстрицкая, я не ожидал таковой работы при ее возрастных данных. Но она шикарна, темперамента, остроумна, свирепый успех, публика с ума сходит.

Режиссерски спектакль пожиже, чем в театре Маяковского (в том месте играются Немоляева и Лазарев), а живописец по костюмам сработал по большому счету чудовищно, и его костюмы никакого отношения не имеют к англий­скому обществу, к времени дей­ствия, но актеры играются очень сильно. К молодым еще смогут быть нарекания, а старая гвардия отменна.

Вот, отыграли премь­еру «на ура», и Быстрицкая и говорит мне – а сейчас все, паузу на три месяца, ремонтируют громадную сцену, театр уезжает на гастроли и «Амурный круг» на гастроли не берет. Юрию Соломину почему-то не нравится чем-то данный спектакль.

И это характерно для властного начала Малого театра, где также – один хозяин.

– А что же «Современник», некогда ваш любимый «Современник»?

– Он и по сей день мой любимый – через чур много прожито с этим театром. Я видел две премьеры. «Заяц.

Love story» по пьесе Николая Коляды в постановке Галины Волчек – спектакль для двух актеров, Валентина Гафта и Нины Дорошиной. По-моему, и наименование придумал Гафт, у Коляды пьеса зовется в противном случае.

Самая сильная сторона Волчек – это умение трудиться с актерами, она весьма тонко выстраивает все линии в пьесе, но пьеса забрана не сильный.

Актеры играются про актеров, все весьма примитивно. Ослепительно играется Нина Дорошина, что именуется, дорвалась! Она так как много лет не выходила на сцену.

Но Галина Волчек поменяла собственный отношение к ней. Вот Соломин поменял отношение к Быстрицкой, и она будет дома сидеть со своим «Амурным кругом», а Волчек поменяла отношение к Дорошиной – и актриса блистает в новой роли.

Тяжело поверить, что актриса уже справила 70-летний юбилей – она неистового темперамента, свирепой энергии. Гафт не хорошо играться не имеет возможности, но в тот вечер, в то время, когда я был, он казался усталым, не смотря на то, что игрался весьма тонко, старался высказать собственную боль о нашей жизни.

Но, говорят, в другом спектакле все было напротив, и Гафт проявлял энергию, а уставала Нина.

– Основное, не произошло бы спектакля, где бы они оба устали.

– Это такие высококлассные мастера, таковой большой уровень актерского мастерства, что и усталость тут мало что сломает. Позже я видел в «Современнике» спектакль «Мален» по одноакт­ным пьесам Метерлинка, где не было режиссуры по большому счету, но были занимательные юные актеры – Хабаров, Плаксина, Александ­рова.

Ясно, что в театре имеется целая плеяда молодых артистов, но они существуют вне грамотной режиссуры. Вот Артур Смольянинов, он играется ключевую роль в ­«Малене» – в кино увлекательный юноша, а на сцене роль не выстроена, он не знает, что делать.

А ведь когда-то в «Современнике» по большому счету не было нехороших пьес! По большому счету не было.

Осознаёте? В противном случае, что вижу на данный момент, – в основном шлак, и это жалко.

– Однако Галина Волчек все-таки ведет собственный корабль, а во многих театрах остро стоит вопрос с управлением. Другими словами его нет!

– С театром им. Вахтангова вопрос решен – в том направлении приходит Римас Туминас, и это хорошее ответ. Туминас весьма увлекательный режиссер, по-настоящему гениальный человек.

Он сделал «Играем Шиллера» с Нееловой, «Ревизора» с Маковецким, он умелый и культурный постановщик. Золотое время театра Вахтангова в далеком прошлом кончилось, театр жил вяло, с каким-то необычным, дурновкусным репертуаром, и вахтанговских актеров нужно дер­жать строго, чтобы они не распускались, как они это могут.

На Малой Бронной все время изменялись режиссеры, годом ранее пришел Леонид Трушкин. Решил поставить пьесу Франсуазы Саган и объявил, что актеров на Малой Бронной нет.

Пригласил артистов со стороны, но артистов некрупных, а таких же, какие конкретно имеется и на Малой Бронной. Постановка успеха не имела, в театре началось возмущение, начался бунт, Трушкин продолжительное время в театре не оказался, позже подал прошение об уходе.

Но и в том направлении уже назначен новый основной режиссер, и также увлекательный – Сергей Голомазов. Так что перемены будут.

– В конце прош­лого года произошло таинственное назначение актера Евгения Миронова начальником Театра наций. Что вы думаете об этом?

– Что ж тут таинственного. Наверху поддерживают молодых, они сделали фестиваль «Территория», для экспериментальных форм театра. У Миронова большое имя, и люди, руководящие культурой, сделали вывод, что он что-нибудь придумает с данной сценой.

Его приятель Кирилл Серебренников окажет помощь, в крайнем случае. Когда-то это была неординарная сцена – это был известный театр Корша, позже филиал МХАТ, позже ничего вразумительного в том месте не было. А сейчас будет.

Возможно. В том месте нужно делать большой ремонт, вот с него и начали. Так сообщить, методом всякой плоти

– Больше полугода прошло, ничего о Театре наций не слышно

– И еще полгода пройдет, и вы вряд ли что услышите. Женя превосходный артист. Сравнительно не так давно я просматривал его прелест­ное интервью, он увлекательно говорит о собственной маме, мама трудится гардеробщицей в «Табакерке», чудесно принимает людей, и люди приходят и видят живую маму Евгения Миронова.

– Были ли у вас эйфории как у переводчика? Так как пьесы в ваших переводах идут во многих театрах.

– Лучшее, что я видел, – «Шаткое равновесие» Олби в Театре Маяковского с блистательной Ольгой Прокофьевой. А на данный момент мой дорогой друг переводчик Александр Чеботарь сделал новый перевод пьесы Пристли «Страшный поворот».

И Сергей Арцыбашев, начальник театра им. Маяков­ского, начинает ее репетировать с превосходным актерским составом – Спиваковский, Судзиловская.

Он по большому счету думает о Данииле Спиваковском, заботится о нем.

– Какое у вас неспециализированное чувство от сезона? Как-то негромко все, да? Где-то время от времени два человека что-то хорошо играются

– Неудачный сезон, само собой разумеется. Нет событий. Нет открытий. Как говорится в смешном рассказе, «донашиваем старое» Действительно, деятельно и большое количество трудится Кон­стантин Райкин в «Сатириконе», и актеры его большое количество трудятся.

Но что касается искусства «в Садового кольца», театров в цент­ре Москвы, тут в творческом отношении – тишина. В людях столичного театрального мира имеется профессионализм, техника, но громадна душевная дефицит.

А без души в театре ничего великого не сделаешь.

Да и в мире не лучше. Я вот был в Париже, в театре Шайо – скучища страшная

Татьяна МОСКВИНА

Довод В. Вульфа

ЛЮДИ простаивают десятками лет! Никто ими не занимается. Что играется красивая актриса Нина Дробышева из театра Моссовета?

А Маргарита Терехова? От безнадежности Терехова на данный момент задумала сама ставить спектакль, «Безвинно виноватые» Остров­ского, и сама будет играться Кручинину

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Ремонт в садового кольца


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: