Из нового поколения в рам им. гнесиных
Попасть в РАМ им. Гнесиных возможно, став участником Общероссийского патриотического конкурса-фестиваля «Новое Поколение».
Начинающий артист, выступая со своим номером, имеет неповторимый шанс – взять рекомендацию для поступления в ведущий музыкальный вуз страны. Сейчас на страницах газеты «Доводы семь дней» новый член жюри ноябрьского конкурса-фестиваля «Новое Поколение» Борис Михайлович ЕГОРОВ.
На конкурс Борис Михайлович пришёл прямиком из РАМ им. Гнесиных, где занимает должность доктора наук кафедры баяна и аккордеона. Что ж, дорогие инструментальщики, берегитесь!
Оценивать вас будет не просто педагог, а заслуженный деятель искусств РФ и почётный академик Русской академии.
– В отечественном институте я открыл всего лишь 55-й учебный год (смеётся). И ещё пять лет до этого получал образование РАМ им.
Гнесиных. Через мои руки прошло много музыкантов, среди которых и заслуженные артисты, и доктора наук.
И по прошествии прожитых лет могу с уверенностью заявить, что всё зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от педагогов, каковые занимаются с учениками.
– Борис Михайлович, сообщите, что основное для инструментального исполнителя и как необходимо играться, дабы понравиться вам?
– Дабы вправду стать настоящим музыкантом, что своим выполнением радует окружающих, нужен целый комплекс музыкальных свойств, личных и психотерапевтических качеств. Играясь, необходимо чётко осознавать, что вы делаете.
Продемонстрировать собственное личное отношение, положить не только душу, но и разум. А потом на наибольшем техническом уровне с прекрасным знанием возможностей инструмента попытаться воссоздать музыкальное произведение.
Любой музыкант – это сотворец композитора произведения. Композитор записывает ноты – это некая схема музыкального произведения, а живое звучание – это воссоздание её. Тут большое количество подробностей, каковые нереально указать в схеме нотной записи.
Это относится и звукового потока, и интонационного содержания, и динамического развития, и соотношения основной линии и отголосков, гармонии. Музыкант обязан верно соотнести основное с второстепенным, звучание должно быть объёмным.
А основное, всё это должно быть искренним! Лишь тогда выполнение затронет души слушателей.
– Слушатели бывают разнообразные, разве возможно угодить всем и сходу?
– Правильно! Слушатели имеется и подготовленные, и те, каковые не смогут осознать сложное музыкальное произведение.
Симфонию, к примеру, знают не все. А ведь это верховная философия звуков! Кое-какие люди смогут наслаждаться философией, а некоторым это сделать тяжело. Оперный жанр, к примеру, – это синтез действий, музыки, сюжета и костюмов на сцене.
А музыка – это мастерство звука. Высшую философию создавали композиторы, каковые писали симфонии.
Принципиально важно это осознавать и мочь различать. Дабы слушатель вправду осознал, что вы желаете сообщить, нужно вдохновить его и открыть лучшие качества, заложенные в музыке. Музыка – это звукотворчество.
Имеется художники, а мы – звукописцы. Мочь воссоздать звуком ту картину, которую написал композитор, – это великое мастерство.
– На отечественных конкурсантов вы взглянуть на фестивале и станете отбирать их в РАМ. Как среди громадного потока людей отыскать «тех самых» – гениальных?
– Талант, снова же, – это целый комплекс музыкальных свойств. В него входят музыкальный слух, ритм, музыкальная память.
Дабы прекрасно играть на инструменте, принципиально важно иметь верные психомоторные навыки и пройти верную школу. Имеется большое количество музыкальных школ – начальная, средняя, верховная. Имеется большое количество педагогов и хороших учителей.
Но я всё-таки уверен, что основной преподаватель – это жизнь. Во всём. Кроме этого ответственна практическая деятельность музыканта на сцене, но и это понятие широкое.
Ещё одна широкая область – это педагогика: не каждый блистательный исполнитель может трудиться педагогом.
Любой человек личен. Кроме того отпечатки пальцев не совпадают! Вы имеете возможность себе представить, что нет ни одного обитателя с этими же отпечатками, как у вас? Так же дела обстоят и с психотерапевтическими данными.
Все люди – как отдельные вселенные. И очень способному исполнителю удаётся музыкой объединить эти разные души и разные вселенные. А ведь это весьма непросто.
Кстати, гениальность по наследству не передаётся. У Баха было двадцать детей, среди них имеется хорошие музыканты, но никто не очень способен, как папа Иоганн Себастьян.
Это дар Божий, что даётся несмотря ни на что материальному и вопреки наследству.
– В начале собственного пути вам точно часто приходилось быть участником разных конкурсов. Вследствие этого назрел вечный вопрос: что тяжелее – делать выводы самому либо в то время, когда делают выводы вас?
– Мне уже тяжело ответить на вопрос по поводу того, что я чувствую, в то время, когда делают выводы меня. Это дело прошлых лет.
А вот делать выводы самому – весьма тяжело. К примеру, по причине того, что на конкурсах имеется определённые временные рамки.
За маленький промежуток ты обязан попытаться охватить целый комплекс достижений человека, что выступает. Тут необходимы знания и опыт. Но, само собой разумеется, никто не застрахован от некоторых неточностей, и я а также.
Я знаю множество случаев, в то время, когда жюри давали ошибочные результаты, победители конкурса в итоге бесследно исчезали из поля зрения, а те, кто не был в числе призёров, – по судьбе часто выбивались и становились известнейшими людьми. Разглядывать всё необходимо довольно.
И «успех» для меня – также понятие относительное. Я по большому счету считаю, что конкурс – это юношеские забавы, но всё-таки они необходимы. Это соревнование, результаты которого обязана подтвердить либо опровергнуть сама жизнь.
Повторюсь, самый строгий преподаватель – это жизнь, она уж совершенно верно всех расставит по своим местам.
– Отечественный фестиваль прежде всего патриотический. Что для вас – патриотизм?
– Я довольно часто бывал на музыкальных конкурсах. И могу заявить, что они все в какой-то степени патриотические, даже в том случае, если в том месте нет особой номинации.
В любой сфере деятельности успехи той либо другой стороны, того либо иного региона – это успехи, каковые дарят радость обитателям. Это также элемент патриотизма.
В случае если россиянин победил конкурс – наша страна будет им гордиться, в случае если чужестранец победит – его страна будет гордиться им. Возможно большое количество сказать о патриотизме, но я считаю, что беседы – это не основное.
Основное, дабы человек был мастером собственного дела и прославлял Отчизну, собственное учебное заведение, всех людей и своих педагогов, благодаря которым он чего-либо добился в области мастерства. Патриотизм в первую очередь – это не слова, а дела!
А мастер собственного дела – это патриот собственной Отчизны, гордость нашей страны. Мне думается, это принципиальный момент.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Экзамен в РАМ им.Гнесиных-Роман Мишин 15.06.2018