Какая родина нам нужна?

Какая родина нам нужна?

Закончился показ двух сериалов, по-различному трактующих тему непростых его русского родины и отношений человека: «Орлова и Александров» режиссёра Виталия Москаленко и «Отчизна» Павла Лунгина. Тяжело отнестись к этим работам (да и к самой теме) конкретно; но, имело возможность ли быть в противном случае сейчас?

Основная неприятность «Отчизны» в том, что это русская копия известного американского сериала, что есть древним промыслом драматургов – ещё в восемнадцатом веке иноземные пьесы перелицовывали на русские нравы, с невинной целью дохода. И тогда нитки и швы торчали наружу, и по сей день торчат – американский исходник никак не удаётся в полной мере загримировать.

Реальность 1999 года через чур близка, дабы отечественный зритель, и без того чувствительный к историческим подробностям, не отметил: телефончик не тот, телевизор не тот, упоминают реалити-шоу, а они показались лишь в начале XXI века, да и по большому счету – всё не то.

Но «не то» у «Отчизны» одно, и если бы не оно, фильму простили бы все просчёты и огрехи «несоответствия», как простили в своё время «Ликвидации», где был ляпсус на ляпсусе. Но в том месте был настоящий храбрец, борец с вражинами, радостный и озорной Дава Гоцман в исполнении Владимира Машкова.

А в «Отчизне» тот же Машков играется внедрённую террористами гадину. С виду – офицер как офицер, Машков во всей своей наготе, глаза горят, брови насуплены, напряжён так, словно бы у него меж ягодиц граната и нужно их сжимать до предела, дабы граната не взорвалась (но, в этом стиле играются практически все персонажи «Отчизны»).

А по сути храбрец – больная на всю голову тварь. В конце фильма, пробуя выполнить тёмный замысел террориста номер один Бен Джалида, он планирует взорвать Мавзолей с укрывшимися в том месте десятками человек из высшего управления страны!

И хорошо бы с высшим управлением, его, примера 1999 года, и многие зрители не прочь были бы в мыслях взорвать, но покуситься на Ильича вкупе с шедевром архитектора Щусева – это непростительно. Это, значит, мы 12 серий наблюдали на храбреца и гадали, предатель он либо нет, сочувствовали ему, отводили прочь ужасные подозрения – и были сами эмоциональными пособниками безумном гадины.

Для того чтобы позора отечественные зрители ещё не испытывали.

Создаётся чувство, что Павел Лунгин увлёкся второстепенными задачами, забыв о основных, как если бы автолюбитель сделал вывод, что его основная задача – проскочить на зелёный свет, а не доехать до места. Режиссёра заворожила глобальная остросюжетность сериалов нового типа, выстроенная на постоянных виртуозной игре и моральных колебаниях в занимательность.

Что ж, в данной части ему практически всё удалось, и до самого финиша было неясно, храбрец ли храбрец – либо же он предатель и редкостный хитроумный мерзавец. (Не смотря на то, что в то время, когда обнаружилось, что Брагин, уже на воле, запирается в гараже, дабы сотворить намаз, возможно было бы кое о чём и додуматься.) Но основная задача, другими словами растолковать зрителю, наследнику по прямой тех русских воинов, каковые всего-то век назад позволяли сдирать с себя кожу, но не отрекались от веры, – для чего ему наблюдать на для того чтобы «храбреца», осталась нерешённой. В случае если тварь 12 серий подготавливалась взорвать Мавзолей, какая нам отличие, кого она обожала, кого ненавидела, как выстраивала отношения с деточками и женой и т.п.

В то время, когда обнаружился провал храбреца, стало известно, что сочувствовать нужно было не ему, а героине (Виктория Исакова), но было поздно, поздно! Зрители с простой отечественной страстностью уже возненавидели её за эмо-макияж с зачернёнными глазами, и тот несомненный факт, что Исакова играется блистательно, ничему оказать помощь не имел возможности.

В шепетильно выглаженной и тонированной картине сериала «Отчизна» тяжело определить режиссёрский почерк Лунгина. И возможно частично осознать его увлечённость моральной вибрацией сериалов нового типа, в то время, когда колебания добра и зла переплетены нерасторжимо.

Попытайтесь взглянуть подряд все фильмы Павла Лунгина и ответить на несложный вопрос: это хороший режиссёр, нехороший либо выдающийся? Вас измучают подозрения. вибрации и Ваши колебания, изменяясь от картины к картине, доведут вас до нервного срыва.

Лунгин покажется вам то великим, то плохим, то провальным, то хорошим, то неповторимым, то беззащитным Так что в базе «Отчизны», возможно, лежит что-то глубоко личное, но зрителю от этого не легче.

А вот «Орлова и Александров» – фильм немудрёный, но база его мне думается добротной. В том месте, в отличие от лунгинской «Отчизны», какой-то тёплый, обаятельный «воздушное пространство».

Режиссёр картины, Виталий Москаленко, снял в своё время прелестную комедию «Китайский сервиз» про шайку очаровательных шулеров (сверхзвёздный состав актёров – Янковский, Меньшов, Безруков, Самохина и другие). И в храбрецах «Александрова и Орловой» имеется что-то от милых авантюристов, пробующих переиграть страшную и мрачную пьесу истории.

В этом фильме, в случае если брать исторические прототипы, никто не похож ни на кого и нет ничего, что соответствует ничему. Сюжет тянулся-тянулся от одной реконструкции фильмов Александрова к второй, а позже запутался и оборвался – пригласили Олега Басилашвили, тот сообщил своим голосом на миллион долларов закадровый текст «от автора», и финита.

Но я осознаю режиссёра. Продолжи он собственный рассказ по окончании «Весны», и было нужно бы сказать о печальных вещах, о старости, забвении, предательстве, распаде.

А он желал создать Легенду о Любви! Поведать о прекрасных людях, о муже и жене, каковые выжили, по причине того, что беспредельно, с редкой силой обожали друг друга, исходя из этого победили всё – и время, и события истории, и собственные слабости.

Анатолию Белому и Олесе Судзиловской удалось воплотить эту легенду быстро, обаятельно, разнообразно, заразительно. Помимо этого, в картине обращение ведётся о культуре, действуют образованные гениальные люди – режиссёры, драматурги, актёры, певцы (и тяжело не отметить редко снимающуюся фантастическую актрису Юлию Рутберг в роли Раневской).

Всё это как-то утешает, отвлекает и радует. Случай, противоположный «Отчизне», – в случае если какие-то второстепенные задачи Виталию Москаленко решить не удалось в полном художественном совершенстве, то основную задачу он выполнил.

Продемонстрировал обаятельных и привлекательных русских людей. В спорах о Отчизне это достаточно весомый довод.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Одна на всех Победа! Любовь Кривецкая, Елена Воронина. Отчизна за нами


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: