Кино — это не райские кущи
С директором «Мосфильма», режиссёром ШАХНАЗАРОВЫМ мы говорили по пути в аэропорт. Карен Георгиевич улетал в Нью-Йорк. В том месте подготовился показ русских лент, снятых по мотивам произведений Чехова.
Он приурочен к 150-летию классика, которое будет отмечаться в следующем году. Предметом отечественного беседы стала, например, новая государственная программа помощи кинематографа.
Но сперва Карен Георгиевич сообщил пара слов о фестивале, на что был приглашен и как режиссер, и как начальник большого киноконцерна.
— «Линкольн-центр», — говорит Шахназаров, — почетная площадка. Везу шесть картин, снятых на «Мосфильме» в различные периоды.
Это «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского, лента Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Мой нежный и ласковый зверь» Эмиля Лотяну, «Чайка» Карасика. А раскрывается фестиваль моей картиной «Палата №6».
Во всем мире отмечается интерес к Чехову, и на будущий год эту программу уже запросили из Англии, других стран и Израиля.
— Сейчас за обустройство кинематографа взялось государство. Что сообщите об этом?
— В советское время киноиндустрией руководили госслужащие. Благодаря их упрочнениям создано большое количество хороших картин. Да, существовала цензура.
Но оказались ленты наибольшего художественного уровня, до которого мы до сих пор еще не дотянулись. Собственные лучшие фильмы создали Тарковский, Рязанов, Гайдай. Непременно, во взаимоотношениях чиновника и художника постоянно имеется некое противодействие.
Вопрос — в степени влияния на творчество. В национальном устройстве существуют определенные правила.
Имеется люди, каковые за них отвечают, и имеется живописцы, обязанные подчиняться. Таковой, к примеру, «государственный служащий» (беру в кавычки), как Армен Медведев, был прогрессивной фигурой.
Филипп Ермаш и Николай Сизов также сделали много хорошего.
— Вы приглашались на заседание, которое проходило во ВГИКе, в присутствии премьер?министра Путина…
— В том месте я уделить время вопросу пиратства и рынка. На мой взор, никакие схемы не начнут трудиться, пока у нас не будет продуман процесс возврата положенных средств.
В противном случае стране кинематограф нужно будет субсидировать неизменно. Интернет находится в «позиции» тотального пиратства, другими словами стопроцентного! А видеопиратство оценивается в восемьдесят процентов!
Не смотря на то, что эти вопросы во многих зарубежных государствах удачно решены. Без национальной воли в механизме возврата денег кинематографистам не разобраться.
Необходимо принять законы; продумать, как будет отслеживаться их исполнение. Кроме того такая неглобальная мера, как запрет продажи (пускай и легальной) продукции в ларьках и на рынках, сходу снизит процент DVD-пиратства.
Пускай ее реализуют лишь в специальных магазинах!
— В какое кино стоит вкладывать деньги? В дорогостоящие блокбастеры (и значит, средств хватит всего на пара фильмов в год) либо в маленькое камерное кино?
— Основное, дабы отечественное кино было действительно национальным. Я имею в виду богатейшие традиции культуры нашей страны.
И дабы, взглянув отечественное кино, обитатели Китая, Америки либо Индии осознали, чем мы живем, что нас тревожит.
— В какой степени финансовый кризис коснулся «Мосфильма»? По слухам, остановилось 90 картин…
— В начале года кое-какие ленты вправду остановились. Но после этого многие съемочные группы продолжили работу. Картины были закончены.
С одной стороны, «Мосфильм» — унитарное предприятие, которое не приобретает дотации из бюджета. С другой — мы трудимся на рынке и должны бороться.
Имеется ценовая политика концерна. В текущем году мы вынуждены были опустить цены за аренду помещений и оборудования под офис практически в два раза.
Но если сравнивать с прошлым годом утратили всего двадцать процентов прибыли.
— С одной стороны, вы — государственный служащий. С другой — живописец.
С одной стороны, принципиально важно, дабы вас не держали за руки, в то время, когда создаете кино в качестве режиссера. С другой — вы директор «Мосфильма».
Как совместить управление концерном и личные амбиции живописца?
— Будучи директором, я делаю функции скорее менеджера, нежели государственного служащего. И в данной моей работе хватает творчества, приносящего удовлетворение. Тут я занимаюсь фактически тем же делом, что и режиссер. Лишь — в большем масштабе.
И потому не являюсь оппонентом самому себе.
— У вас растут сыновья. Сохранят ли они преемственность в профессии?
— Младший еще школьник. на данный момент он больше тяготеет к футболу. Кстати, оба моих сына — юноши спортивные.
Младший до тех пор пока относится к кино только как зритель. А вот старший уже студент ВГИКа. Он обучается на режиссерском факультете.
В то время, когда всю жизнь занимаешься собственной профессией, дети за этим замечают — что так или иначе воздействует на их предстоящий выбор. Но намерено к кинематографической деятельности я их не готовлю.
— Вы растолковывали сыну-студенту, что это успешность и тяжёлая профессия в значительной мере зависит от множества слагаемых? В частности — от денег!
— Само собой разумеется. А также не только от денег, но и от везения. В кино это крайне важно.
Тут — не райские кущи. Это делается ясно, в то время, когда действительно начинаешь трудиться.
Более того, возможность, что ты в данной профессии чего-то добьешься, очень мелка. И не только у нас. Если сравнивать с тем числом парней, каковые приходят в кино, только единицы не то что получили себе имя, но хотя бы взяли право снимать.
И это уже что-то.
Мне в свое время папа сказал — я прекрасно запомнил: «Старайся к вторым относиться так же, как ты желал бы, дабы относились к тебе». Это принципиальный момент.
Надеюсь, мои дети усвоят данную мудрость.
— Завершается сложный кризисный год. Чего ожидаете от 2010-го?
— Сохраняю надежду снять новый фильм. В уходящем году я сделал и выпустил на экран картину по Чехову. Это для меня ответственное событие как для режиссера. А в новом году пускай останется со мной вера в будущее. Кстати, моя мама весьма увлекается гороскопами.
У нее большое количество книг по данной теме. Я неизменно с интересом выслушиваю ее советы.
А она говорит, что год Тигра будет очень хорошим. И я маме верю.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Виктор цой — Это не любовь (Аудио)