Кинотавр — 2016: даёшь молодёжь!
Здравствуй, здравствуй, дорогие читатели! В разгаре основной фестиваль отечественного кино «Кинотавр», и что сходу кидается в глаза? В его программе из года в год улучшается женское начало.
На этот раз пять режиссёров женщин были отобраны в конкурс, а на внеконкурсной основе на открытии был продемонстрирован и вовсе гендерный фильм «Санкт-Петербург. Лишь по любви», в котором семь режиссёрш представили собственные новеллы на тему, сформулированную в заглавии альманаха.
«Ленфильм» совместно с «СТВ» (начальник – С. Сельянов) собрали для проекта собственных доверенных киномастериц, каковые уже зарекомендовали себя так, дабы образ города очеловечился частными историями. Первая новелла режиссёра Натальи Кудряшовой (в прошедшем сезоне она ярко выступила фильмом «Пионеры-храбрецы») рассказывает о городе в открыточной стилистике.
Героиня ведёт автобусную экскурсию для английских туристов, светло дело, по местам муниципального глянца. Затор случается около Аничкова моста, при помощи которого Невский проспект переползает через речку Фонтанку. По углам моста стоят известные кони Клодта.
Дотошные туристы желают остановить автобус и взглянуть коней вблизи. До тех пор пока персонажи новеллы ведут столь возвышенный спор, туристка, оставшаяся в автобусе, находит в путеводителе данные, что между ног у одного из коней вместо половых органов находится маска лица какого-либо мужчины (это, кстати, вправду так).
Тут бы экскурсоводу растолковать туристам, кому на столетия отомстил скульптор. Но нет, она бьётся в конвульсиях истерического хохота.
Где тут «про любовь», я не осознал.
Следующая новелла (реж. Анна Пармас) к любви также имеет отношение относительное.
Скорее обращение в ней идёт о физиологических последствиях полового акта. Героиня с мамашей идут по самой прекрасной в мире Университетской набережной в известную поликлинику, которая специализируется на контроле протекания беременности, дабы сделать УЗИ и определить, какого именно пола ребёнок.
По дороге у них случается спор о роли Сталина в отечественной истории. Мамаша его защищает: страну поднял из ямы, сделал великой. Дочка его ругает – а какой ценой? какое количество миллионов было репрессировано!
Сцена выглядит в полной мере живенько. Разругавшись, героини идут в различные стороны, но в момент кульминации, в то время, когда по окончании последовательности сложностей будущая мама на протяжении УЗИ выясняет, что у неё будет девочка, будущая бабушка выясняется рядом.
Она одумалась и возвратилась. Что ж, новелла по крайней мере выполнена по законам драматургии, у неё имеется начало, перипетии, финал и кульминация.
Другие новеллы этим похвастаться смогут не всегда.
К примеру, в напоминающей студенческую работе «Селфи» (реж. Аксинья Гог) женщина Марго 23 лет от роду едет в Санкт-Петербург, дабы, напившись в клубе допьяна и отдавшись первому попавшемуся лицу противоположного пола, потом свести счёты с судьбой, спрыгнув с его балкона.
Молодого человека она склеила, в то время, когда он с разбегу пробовал разбить собственную голову о стенке. Вот, думается, стало «тепло».
Создатель отыскал «настоящего» петербуржца. Он приводит Марго в собственную мансарду, но, как позднее выяснится, оттрахать героиню не смог, по причине того, что заснул.
Она также ничего не помнит, но знает, что сейчас пора прыгать с балкона, по причине того, что в первых рядах смогут быть несчастья. Нужно их героически не допустить.
Юный человек предлагает ей не сходу прыгать, а вначале сфоткаться на память, что совершает, и кстати заявляет, что у него под балконом помойка. Героиня решает поменять метод суицида.
Дальше нам показывают этюды на тему различных видов суицида. Время от времени думается, что вот придёт учитель, что-то почистит и поставит отметку.
Но следов работы мастера со студенткой незаметно, и суть новеллы делается всё более призрачным, как утренний туман в сырых окрестностях Санкт-Петербурга.
Про все новеллы сказать не буду, остановлюсь на самой сильной работе – новелле Авдотьи Смирновой с её любимой актрисой Анной Михалковой и камео с Михаилом Боярским. Собачница – героиня Анны – ищет знакомства с каким-нибудь мужичонкой, пускай потрёпанным, но внезапно у него ещё имеется тестестерон.
Собачники-мужичонки не оправдывают её надежд. И вот подруга даёт ей адрес шамана-надомника, что может мистически сводить метафизический ИНЬ и конкретный ЯН.
Героиня приходит к нему, ложится на лежанку, слушается и повинуется всяким дикостям. А как не повиноваться – так как под шапкой шамана и с бубном в руке прыгает как козёл сам Михаил Боярский.
Вот Аня и притихла, в то время, когда ей начинают втирать в пузо разрушенные помощницей шамана яйца. Сцена выглядит достаточно забавно; смешно и разочарование собачницы, с которой забрали 7 тыс. за процедуру.
А фактически, чего впадать в уныние, в то время, когда в соседнем дворе уже вышел прогуляться в полной мере дистанция и многообещающий собачник между ним и героиней неуклонно уменьшается. А вот и встреча, маленький «оптимизм и» душевный разговор в диафрагму.
Добавлю лишь, что верная теме альманаха Авдотья Смирнова сохранила и воздух города, и ненавязчивую иронию к происходящему, что может соответствовать какому-то призрачному питерскому камертону, что пробуют уловить креативные москвичи.
Из новеллы Ренаты Литвиновой запомнилась прекрасная люстра
Конкурсную программу организаторы также доверили открывать фильму режиссёра женщин – Оксане Карас. «Хороший мальчик» – так именуется картина – это её третий фильм. В ключевой роли девятиклассника Коли снялся Семён Трескунов, что достаточно органично смотрится во всех эпизодах фильма.
А он достаточно насыщен эпизодами, произошедшими в течении одной школьной семь дней. Это и маленький роман с училкой английского, которая чуть было не совращает шустрого Колю, подливая ему красного вина, по причине того, что в депрессии из-за в очередной раз поменявшего ей с собственной женой любовника – директора школы, которого играется Михаил Ефремов.
Это и разборка с его женой и директором, которых правдолюбец Коля желает вернуть к честной действительности искренних эмоций, уничтожив фальшь их ритуальных взаимоотношений. Это и стычка с местным гопником, у которого Коля, сам того не хотя, уводит девушку – дочку директора школы Ксюшу.
В фильме отличилась и Татьяна Догилева. Она играется старорежимную (другими словами советскую) преподавательницу естественных наук, которая ещё и управляет в школе музыкальной культурой подростков.
Так на смотре музыкальных номеров, где Коля с одноклассниками танцуют брейк и рэп, она говорит «баста», вставляет VHS в видеомагнитофон и показывает, какие конкретно превосходные номера выполняли её ученики 30 лет назад под казацкие напевы и народные песни. Что ж, Коля в полной мере пластичен, и вот он уже выполняет не брейк, а польку И к собственному папаше Коля также проявляет полную уважуху.
Не смотря на то, что папаша в исполнении Константина Хабенского перец ещё тот.
В «Хорошем мальчике» все страсти-мордасти закончатся прекрасно, а ученик Коля сообщит вам, зрители и дорогие читатели, «здравствуй, привет!» с киноэкранов отечественного отечества во второй половине сентября. Фильм будет продемонстрирован в буквальном смысле везде.
Так как вдумайтесь, кто будет его прокатывать: Walt Disney Studios Сони Pictures Releasing. Это, действительно, сильно, тем более для отечественного фильма.
Оксана Карас выступает по-взрослому, и ей по барабану вызовы, каковые бросают коллеги, снимающие фильмы также на тему старшеклассников, действительно, уже меняя сам жанр. Так, в жанре школьного нуара выступает конкурсный «Ученик» Кирилла Серебренникова.
Продемонстрированный сравнительно не так давно в программе «Особенный взор» Каннского МКФ «Ученик» переносит в отечественную школу воздействие пьесы германского драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Главный герой, тинейджер Вениамин (актёр Пётр Скворцов), на глазах преобразовывается в террориста.
На какой земле у него «сносит крышу», не совсем ясно, автору принципиально важно продемонстрировать механизм превращения обыкновенного мальчика в религиозного фанатика. А Библия, цитатами из которой фонтанирует ученик, даёт его мракобесию идеологическое обоснование.
Я, действительно, про феномен православного терроризма слышу в первый раз, но фильм «Ученик» уже бьёт в интернациональный фестивальный набат: вот она, настоящая угроза! Что ж, предупреждён, значит, вооружён.
В следующем номере я поведаю о вторых тенденциях в современном отечественном кино (в случае если их найду) и подведу итоги фестиваля. В этом мне окажет помощь высокое жюри под управлением отечественного Джорджа Миллера (что в текущем году хозяйничал в Каннах) – Николая Лебедева, чьи фильмы «Экипаж №17» и «Легенда» стали фаворитами отечественного проката.
Пока-пока!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
ДаЁшь МолодЁжь! Все серии подряд — сборник. 6 -7 сезон. 132-136 серии