Лица и «рожи» русских актеров

Лица и «рожи» русских актеров

   «Доводы неделi» предлагают новую рубрику – «Взор идиотки», и вести ее будет превосходная актриса Елена Коренева.

Из-за чего «взор идиотки»? Пара лет назад Коренева написала автобиографический роман, что именовался легко и мило – «Идиотка».

Из книги читатель определил и о «закулисах» огромной, шумной славы, которая выпала актрисе в 70–80-х гг. по окончании «Романса о влюбленных» и «Покровских ворот», и о ее многотрудной жизни в Америке, и о возвращении на родину, и о тех броских людях, которых она повстречала на пути. Мастерство для Кореневой – родной дом, и пишет она о нем быстро и увлекательно.

Умно и простодушно. По-своему, «по-идиотски».

   Я В далеком прошлом беру издание «Караван историй». Интересуют истории судьбы современников, сотрудников, иноплеменников, и исторических личностей.

Возмещаю пробелы образования – несложнее в издании прочесть 4 страницы, нежели толстую книгу. (Несложнее, не смотря на то, что не лучше.) Современники интересуют перипетиями судьбы. В каждой биографии такие навороты и драмы, от которых не застрахован никто, – проникаешься к людям сочувствием, восхищаешься волей человека, и и себе утешение: не у одной меня так… с ног на голову.

Не только чтением чужих жизненных баллад меня завлекает издание, но и прекрасными «картинами» – фотографиями. В частности, особенной оригинальностью отличаются проекты Екатерины Рождественской «Ассоциации» и «Коллекция».

   Любопытно заметить привычное лицо (обычно лично привычное) известного всем современника в образе Пушкина, Шаляпина, княжны Таракановой, Любительницы абсента с известных полотен – Кипренского, Кустодиева, Пикассо… Прикидываешь – похож?! Ишь ты!

Либо: не похож – шнобель не тот, да и овал лица! Наподобие загадки: отыщите пять различий на картинах слева и справа.

Ага, предугадала! Восхищает мастерством работа живописца по костюмам и по гриму, и фотографа, ну и, само собой разумеется, автора проекта.

А актеры? Их задача принять позу, разрешить себя одеть и загримировать. Ну, подыграть лицом. Дело привычное. И потерпеть: фотосъемка – вещь трудоемкая и по времени затратная.

Эйфории позже – дома родным показывать: это я в образе Шаляпина! Это я – «Незнакомка» Крамского… Мастер­ство перевоплощения и преображения – актерское мастерство.

Действительно, в статике фотографии – это все же и не перевоплощение, а прикид, скорее, внешний. Перевоплощение актерское подразумевает прежде всего внутреннюю работу, а не просто внешнее сходство.

Так вот, о прикиде моих сотрудников: в одних случаях прикид «с увеличением»: вы меня за балбеса и хулигана принимаете, а я и благообразным гением могу быть. Либо «на понижение»: я такая целомудренная для вас, а вот она я – побитая судьбой любительница абсента!

   Так или иначе, задаваясь вопросом, для чего это необходимо другим знаменитостям и актёрам, отвечаю себе: это наподобие фотопробы – на роль. В этом случае – задаток.

Роли нет и сценария нет. А что если покажутся?! Времена такие, нужно себя предлагать, напоминать, а не ожидать, что к тебе придут.

А вдруг костюмной роли в жизни не произойдёт, то хоть дома портрет пускай висит.

   Зная подноготную сегодняшнего киносериального бизнеса, рассматриваю выражения лиц некоторых сотрудников на фотографиях с неотвязной мыслью: кто лишь на сериалы про пиф-паф обречены (а другие и в том направлении не попадают!) – те нуждаются в раскрутке. Наблюдают, как будто бы говоря: увидьте, обратите внимание – я костюмные роли могу играться, психотерапевтические, классику!

А те, кто не испытывает недостаток в напоминании о себе, и без того ежедневно по всем каналам, – во взоре у них имеется лукавство: я часок-второй уделил фотосъемке, все осознают: такой-то прохлаждается, ему реклама уже не нужна, и лицо, и фамилию, и чем прославился, и без того знают. Во взоре – снисхождение: какие конкретно фотопробы, всевышний с вами?!

   Да что, в итоге, я заладила – это же все игра, шутка, для чего так без шуток? Я так как первая за свободу, импровизацию и демократию.

Кстати, мне как-то предлагали сняться в «Коллекции» Е. Рождествен­ской. «Подберем, Елена Алексеевна, какую-нибудь картину, сами имеете возможность предложить…» Я начала фантазировать и придумала. «Снимите меня в образе Надежды Константиновны Крупской, портреты ее красивые точно имеется. А в образе Ленина – Андрюшу Ташкова?!» В случае если чест­но, мне постоянно казалось, что я похожа на Н.К.

Крупскую. Еще парочка ударов судьбы, возрастная амортизация, и я – она. Мои друзья, действительно, переубеждали: ты себя недооцениваешь.

Но это практически мой комплекс: похожа! Та же усталость и апатия…

   К чему все это? Да так, размышления, я же признательная читательница издания.

Беру очередной «Караван историй». Коллекция Е. Рождественской, тема: «Рожи»!

Действующие лица корчат рожи: Катя Гусева – рожа (так гласит подпись у фотографии). Филипп Киркоров – рожа. Оксана Пушкина – рожа.

Диана Арбенина – рожа. Наташа Королева – рожа. Валентин Юдашкин – рожа.

И любимая мной актриса Алена Бабенко – рожа.

   Само собой разумеется, в то время, когда обожаешь кого-то – за талант, за работу, за ум, обаяние, темперамент, – то и рожу его обожаешь. От них не убудет, думаю со вздохом. Рожи…

   Вспоминаю один случай, который связан с «рожей». Начало восьмидесятых. Я в мастерской живописца – соседа по дому на Грузинской. Рассматриваю альбом фотографий отечественных живописцев-семидесятников – великие авангардисты, нонконформисты.

В лицах усталость, напряженность, угадывается тяжёлая судьба, пьянство, отсидка в психушке либо легко – нищета. Тогда нищета – на данный момент на аукционах их работы выставляются за миллионы.

И я со смешком комментирую их портреты: «Какие конкретно рожи!» В этот самый момент же меня осекают с вызовом: «Это не рожи, а лица русских живописцев!» Тот, кто «заткнул мне рот», – живописец Давид Боровский. Он также был в данной мастерской.

Так я запомнила – про «рожи».

   Каждая уникальная сначала мысль со временем требует подпитки – необходимы темы. Я осознаю, что в «Коллекции» отмечается некий кризис идей и логически напрашивается предложение.

Возможно по окончании «цветов» и «рож» (была и такая публикация, актеры и другие публичные лица, – цветы: ромашка, георгин, кактус и т.п.), – так вот, возможно сделать такую фотосессию: «Актеры как неодушевленные предметы» – стол, стул, раковина… Либо еще увлекательнее, тема «заболевания»: скарлатина (возможно и свинка!) – Елена Коренева, грипп – Саша Песков, краснуха – Вера Глаголева, коклюш – Александр Балуев, СПИД… нет, не хочется кроме того фантазировать по этому поводу! Шучу, само собой разумеется, может, и неудачно.

Одно светло: собственный экзамен по гриму, истории и костюму живописи превосходная фантазерка Е. Рождественская сдала на пять с плюсом. И поставила ей эту оценку не я, а вся просматривающая «Караван историй» аудитория.

   И все же непременно все темы исчерпаются. Придется лицо показывать, простое и собственный. Кроме того без ухмылки.

И не на фоне шедевра. Во всех театральных вузах имеется экзамен по костюму и историческому гриму. Мы все его сдавали. Но основной экзамен у актеров – это актерское мастерство. На мой взор, со временем оно трансформируется еще и в экзамен на людскую мастерство.

И хочется, дабы, листая альбом фотографий либо «Караван историй», на сорвавшееся с уст простака восклицание: «Какие конкретно рожи?!» – постоянно находился бы тот, кто в бешенстве исправил бы: «Это не рожи, а лица русских артистов!» И пускай кроме того за этими лицами угадывалась бы пьянство и трудная жизнь, пускай кроме того нищета.

   Лицо человека, среди них и актера, – это его личная будущее. И я обожаю такие лица.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Мимика этого актера легко запредельна


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: