Любовь на фоне военных действий

Любовь на фоне военных действий

Отсутствовавший 10 лет Эмир Кустурица возвратился во всемирной кинематограф с новой картиной «По млечному пути», говорящей о неожиданной любви беженки-итальянки и контуженного молочника на фоне гражданской войны. Ключевую мужскую роль (чуть ли не в первый раз в собственном фильме) сыграл сам режиссер, а женскую — неувядающая красивая женщина Моника Белуччи.

Фактически, лишь для этого актерского дуэта возможно сходу бросать все и идти в кино. Но в картине имеется и все составляющие фирменного стиля Кустурицы, что также как бы показывает, что фильм пропускать запрещено.

Кроме того в случае если шедевра из него не вышло.

Многие полагали, что Эмир Кустурица совсем выпал из обоймы кинематографистов, переключившись на музыку, общественную деятельность и политику. Но не прошло и 10 лет с момента его прошедшей картины, как он опять показался на красной ковровой дорожке — на этот раз Венецианского кинофестиваля, где состоялась премьера его нового фильма «По млечному пути».

В ключевой роли — он сам, возлюбленную его храбреца играется Моника Белуччи, кругом война, немыслимой красоты пейзажи родной для режиссера Сербии, дружелюбные по отношению к хорошим людям птицы и животные, красивая колоритная музыка, да и по большому счету вся та воздух, за которую все так обожают этого безумца с балкан. Номинированный на «Золотого льва», фильм уехал из Венеции без призов, а Фестиваль кино в Каннах за пара месяцев до этого по большому счету не забрал картину в конкурс, не обращая внимания на то, что когда-то два раза отмечал режиссера призами высшей пробы.

Что же не так с новым фильмом выдающегося режиссера? Возможно, обстоятельство в том, что Кустурица применяет все те же, уже избитые в его случае темы и мотивы, не смотря на то, что, несомненно, делает это как-то по-новому.

Так, в «Млечном пути» воздействие снова происходит на протяжении войны в Югославии (как мы знаем, что для режиссера это больная и до сих пор не изжитая тема), не смотря на то, что сами по себе боевые действия продемонстрированы в картине только в качестве фона, на котором существуют главные храбрецы.

Война тут какая-то игрушечная, ненастоящая, тщетная и абсурдная — главный герой каждый день пересекает линию фронта на осле с двумя бидонами молока, и вся его защита — только зонтик. Но, сам по себе Коста (так кличут храбреца, сыгранного Кустурицей) также со странностями: когда-то контуженный и утративший всю семью, он обучился относиться к армейским действиями с известной долей безразличия.

Но для остальных жителей этих мест война также стала обыденностью. Для кого-то это неинтересная обязанность, для кого-то — досадное препятствие, мешающее выйти замуж.

Такова, к примеру, Милана, бывшая чемпионка Югославии по гимнастике, грезящая обручиться с Костой при его немногословном равнодушном согласии, и устроить свадьбу собственному брату — известному снайперу, находящемуся в командировке на другой войне. Специально для него Милана добывает невесту — итальянку с сербскими корнями, которая приехала искать отца и попала в лагерь для беженцев.

Но вот незадача — суженая брата влюбляется в Косту, да и он, как словно бы очухавшись от забытья, наблюдает на нее с не хорошо скрываемым интересом. Двум свадьбам не суждено сбыться, по причине того, что за итальянкой отправлен отряд миротворцев из Лондона — генерал, когда-то убивший для нее собственную жену, желает вернуть возлюбленную живой либо мертвой

Чем хороши фильмы Кустурицы, так это полной непредсказуемостью, а иногда кроме того абсурдностью сюжета. Предугадать, что будет в следующей сцене, решительно нереально — и это одна из характерных линия авторского кинематографа этого режиссера.

Сам он неоднократно признавался, что сценарий — это первое, что необходимо уничтожить при съемках, а надеяться, дескать, стоит только на чутьё и импровизацию. Способ, само собой разумеется, привлекательный, но рискованный.

По причине того, что в этом фильме Кустурица, думается, пара переборщил с данной самой импровизацией. Приблизительно со второго часа картина решительно меняет собственную стилистику, жанр и эмоциональную окраску, преобразовываясь в какой-то второй фильм — затянутую и невнятную погоню за влюбленными, удирающими от преследователей, а по сути — в целом от жестокостей этого мира.

В бегстве им натурально как в сказке оказывает помощь сама природа — то змея убережет от необдуманного шага, то соколы крыльями устроят настоящую бурю, сдувающую неприятеля со скалы, то речка запрячет под водой, то дерево приютит, в противном случае и стадо овец прикроет собственными телами. Трагедии, но, это не отвратит, и к финалу фильм снова поменяет настроение, превратившись чуть ли не в философскую притчу о смирении библейского масштаба.

В общем и целом новый фильм Кустурицы возможно сравнить с неудачным походом в любимый ресторан: помой-му и интерьер так же, как и прежде приятный, и те же приветливые официанты, и привычные блюда в меню сохранились, но неспециализированное чувство почему-то уже не то, и еда не доставляет эйфории. Задаёшь вопросы: у вас что, сменился шеф-повар? «Нет, — отвечают, — все тот же».

А позже приносят и счет, что по итогу выше процентов на 20%, и ты осознаёшь: что-то изменилось — то ли в мире, то ли в тебе самом. А возможно, все-таки это Эмир Кустурица дал промашку?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Кавказская рулетка(2002)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: