Любви все цезари покорны
В Столичном театре оперетты состоялась премьера мюзикла А. Журбина «Клеопатра и Цезарь». В ключевой роли – заслуженый артист России Герард Васильев.
С осторожностью и любопытством посмотрела я в Столичный театр оперетты. С любопытством, по причине того, что обожаю «легкий жанр», как бы он ни именовался: оперетта, музкомедия, мюзикл.
Знаю твердо: в том месте люди пляшут и поют без всякого угрозы для жизни, никто не умирает, и все женятся. А осторожность моя связана с тем, что у Театра оперетты сейчас нет худрука, он управляем директором, и данный вид театра, бытующий на Западе, нами еще не познан.
Заботы директора понятны: касса, касса, еще раз касса и иногда ремонт. Художественность же, появляющаяся в ходе творчества, – птица капризная и нервная.
В ее отыскивании вероятны заблуждения и провалы (к кошмару директора), но бывают и взлеты. Помимо этого, художественный руководитель в большинстве случаев (в случае если еще не выглядит как монумент самому себе) строго смотрит за неспециализированным уровнем выполнения. Без этого в музыкальных театрах кордебалет и хор смотрятся как собрание случайно зашедших на сцену людей
Для постановки мюзикла А. Журбина сторонних кликать не стали. Как сказал Ильинский в «Карнавальной ночи»: «Бабу-Ягу приглашать не будем, вырастим в собственном коллективе».
Постановка осуществлена актрисой театра Жанной Жердер, она же писала либретто – по мотивам известной пьесы Бернарда Шоу. Никаких кошмаров ни в либретто, ни в постановке нет – это крепкая рутина, без падений и взлётов.
В центре спектакля фактически Клеопатра, красивая и юная, в исполнении Василисы Николаевой, и Цезарь – Герард Васильев, звезда театра, блистающая на ее сцене более сорока лет. А вдруг мы учтем, что 24 сентября Герард Васильев справляет 75-летний юбилей, а Жанна Жердер – спутница его жизни, все происходящее на сцене купит теплый и задушевный темперамент домашнего праздника.
В прологе несколько туристов допытывается у сооруженного на сцене большого сфинкса, запрещено ли послушать увлекательную историю. Сфинкс раскалывается надвое и производит из собственных недр бойкого малого, что такую историю берется поведать.
Мы последовательно видим вялых, но коварных египетских придворных, серьёзную няньку царицы Фтататиту, темпераментную девчонку Клеопатру и наконец – дивного пожилого красавца-мужчину с шикарными седыми волосами, достаточно стройной фигурой и бархатным полетным голосом. Это Герард Васильев, и это как раз то, чего не достаточно в жизни практически любой русского дамы (повезло одной Жанне Жердер!).
Цезарь, удрученный одиночеством властителя, встречает Клеопатру в пустыне, очарован ее юный жизненной силой и собирается научить неопытную царицу великому мастерству повелевать. А Клеопатре именно и не достаточно умного наставника. Но радостный альянс юной девы и мудрого мужа омрачен происками подлых придворных и обоюдными сомнениями в прочности появившихся эмоций
Музыка Журбина преднамеренно консервативна, пафосно лирична и напоминает о ритмах и мелодиях советской эстрады 70-х годов. Это нисколько не умаляет ее опытных преимуществ, но требует, на мой взор, сильных режиссерских ответов.
На сцене же царит пара наивная иллюстративность. Костюмы, созданные историком моды А. Васильевым (да, тем самым очаровательным судьей из «Актуального решения суда»), возможно публиковать в детских энциклопедиях в рубриках «Рим» и «Египет», так они красочно наглядны.
В постановках танцев чувствуется ученическая робость, да и в целом постановка выглядит прилежным и наивным произведением людей, очень сильно далеких от современности. А также от современных достижений музыкального театра.
Но в спектакле нет ни пошлостей, ни цинизма и имеется необычное обаяние, простодушная трогательность. История воспитания юной души любовью поведана взволнованно, старательно, с настоящей лирической взволнованностью.
Действительно, микрофоны усиливают голоса артистов, но не улучшают дикцию, так что пение хора и многих второстепенных персонажей неразборчиво. Вот для этого и нужен, простите, художественный руководитель – дабы смотреть за уровнем!
Но что касается Герарда Васильева – он безукоризнен. Это совершенный артист оперетты.
Я не забываю Васильева с детства, в то время, когда концерты с его участием довольно часто шли по телевизору, и в глубоком удивлении вижу, что актер нисколько не поменял ни себе, ни собственному призванию. Он создал обаятельный образ известный начальника, тоскующего о любви.
Каждый респектабельный мужчина в костюме и с портфелем, идущий с утра на очередное завоевание мира, может заметить в образе Герарда Васильева–Цезаря собственного двойника. Но двойника возвышенно-совершенного.
Артист владеет особым шармом жанра – это легкое, весёлое излучение радостной и здоровой души. В сценах, где его не было, зал пара увядал – и мгновенно расцветал, словно бы подключившись к источнику питания, в то время, когда Герард Васильев возвращался.
Как приятно видеть на сцене не случайных людей, а человека на своем месте!
Но имеется ли сейчас в Театре оперетты юные актеры, каковые имели возможность бы развиться до масштаба Татьяны Шмыги, Герарда Васильева, Светланы Варгузовой? Существует ли у театра стратегия развития либо его репертуар складывается под девизом «больше внимания различным вопросам»?
Жанна Жердер – это прекрасно, в то время, когда нужно поставить спектакль к юбилею, поддержать какое количество-нибудь приличный средний уровень театра. Но «равнение на середину» непременно ведет к падению, поскольку кроме того чтобы удержаться на середине, нужно стремиться вверх.
А для этого, как нас учит тот же мюзикл «Клеопатра и Цезарь», нужна особенная фигура. Нужен царь-полководец.
По-второму не бывает.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
НАШУМЕВШАЯ МЕЛОДРАМА! ? ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ ? Мелодрамы русские 2017 Про любовь