Лучше плавать, чем тонуть

Лучше плавать, чем тонуть

Александр Анатольевич, вы репетируете «Кабалу святош» Булгакова. В то время, когда­то в спектакле Эфроса вы игрались короля Людовика. на данный момент играетесь Мольера.

Между ними — продолжительный путь…

— Путь, возможно, весьма естественный и логичный. В то время, когда я игрался короля у Эфроса, прости меня, каких­-нибудь (страшно отыскать в памяти!) 40 лет назад, то, конечно, ощущал себя как кум королю.

Был юный, хорошенький, при превосходном режиссере, шикарно одетый. Был сладенький, весьма ироничный, вечно нахальный.

В то время, когда кто­-то обращался к королю: «Ваше величество», я сказал: «Ау»… И вот неспешно дополз до зависимого, несчастного, стареющего, комплексующего Мольера.

Само собой разумеется, житуха у него была несладкая. Что такое иметь собственный театр, им руководить и наряду с этим в нем играться — я знаю наизусть.

В то время, когда Мольер кричит, что он окружен неприятелями, это единственная реплика, которую я желаю сыграть честно.

— Реплику не вырежете?

— Ни за что! Все власти и эти взаимоотношения художника некуда не убежали.

Они трансформировались от деспотизма и полного кошмара до якобы полной свободы — параметры те же. Думаю, тема «власть и художник», «государство и художник», «труппа и худрук», «молодая и старый начальник актриса» — это все никуда не девается.

— И у вас в театре?

— Из-за чего труппа меня продолжительно терпит… 8 лет! Два ветхих президентских срока! Я сижу в кабинете, пробую что-­то делать.

А позже спускаюсь этажом ниже. И вместе с ними обсуждаю, сколько это непотребство может длиться. «Он совсем о…л!» — показывая наверх (гримерные в Театре Сатиры на третьем этаже, а кабинеты управления — на четвертом. — О.Г.).

Другими словами в то время, когда я тружусь артистом, я стопроцентно на их стороне. Тут, само собой разумеется, имеется какое­-то смещение по фазе, но я знаю все, что происходит на третьем этаже (смеется). Время от времени я кроме того во главе интриг.

А по большей части все так же, как у Мольера.

— Вам не думается, что пьеса устарела?

— Имеется самую малость. Дело в том, что у нас нет сейчас таковой ужасной цензуры. Делают что желают.

Другое дело, как делают и для чего. Но дабы за каждое слово необходимо было ползать на коленях — для того чтобы нет.

Но пускай знают, к чему мы идем. Либо — от чего мы пришли.

Булгаков и Мольер жили в второй архитектонике взаимоотношений…

— Что вы думаете о современной власти?

— Я думаю о современной власти отлично. По причине того, что она в первую очередь титанически работоспособна. Я жил в те времена, в то время, когда царили тирания и полное узурпаторство, а позже отправилась волна застоя…

Была ужасная и болотная гладь. В данной глади мы и существовали с островками безопасности в виде творческих домов.

В том месте, в узком кругу театральной оседлости, мы шутили, хохмили, были весьма остры. Когда появлялась опасность дамоклова меча, гильотины — мы объединялись.

Не смотря на то, что позже разбегались, друг друга ненавидели, питали зависть к. А на данный момент ничего для того чтобы нет. Лишь по привычке, как Мольеру, хочется быть ближе к властям.

У меня большое количество друзей «в структурах» потому, что я ветхий. С одной стороны, превосходно, что они собственные, но с другой…

Это раньше театр записывался на прием к Демичеву (министру культуры СССР. — О.Г.) за месяц. И мы три дня приход к Демичеву ре­пе­ти­ро­ва­ли!

Плучек (главреж. Театра Сатиры. — О.Г.) сказал: «Шура (Ширвиндт), не лезь никуда со своей… Толя (Папанов), начнешь ты мягко, по-­русски, со своей ухмылкой. Сообщишь, как мы признательны за прием. Позже тихонечко Верочка (Васильева), Олечка (Аросева) сообщат, как они радостны.

Про «Кабачок» ни слова! Позже сообщу я, какие конкретно неприятности.

И что лишь он может их решить. А позже, Шурка, возможно, какой-­нибудь анекдот…»

— Дело до смешного рассказа доходило?

— Первое, что задавал вопросы Демичев, это про «Кабачок». Но были надежды, что он что-­то сделает, что в том месте, наверху, что­-то решается. А на данный момент… И вот у меня появляется чувство зависти. Я наблюдаю: один громадный глава курирует баскетбол.

Второй — волейбол, третий — фигурное катание. И занимаются они этим без шуток, с душой… Скажем, глава курирует водные виды спорта — значит, имеется надежда, что водные виды спорта будут развиваться.

И все знают — замахиваться на них запрещено.

В то время, когда мы одни, без денег, без спонсорства и с непонятной возможностью внутренних взаимоотношений, нам нужна «крыша». Но лишь в лице начальников, поскольку они юные и культурные.

А мы за это также что­-нибудь хорошее сделаем.

— А что если театр вынудят плавать?

— Пожалуйста. Лучше плавать, чем тонуть!

— Вера Ольга и Кузьминична Васильева Александровна Аросева доплывут?

— Они доплывут, не опасайся. Столько лет на плаву!

Знают все стили: стиль «Баттерфляй»!

— Я не забываю ваш рассказ о том, как пришел в Театр Сатиры Олег Ефремов и сообщил: «Хоть ваш второго сорта и театр, а у вас радостно»…

— Был юбилей Плучека. Я тогда еще в этом театре не трудился. Пришел поздравить Валентина Николаевича с шестидесятилетием. Мы шутили.

Был банкет. Позже Олег принял рюмку и сообщил: «Хоть вы и театр второго эшелона…» Плучек на него смертельно обиделся на всегда.

Но эта фразочка не просто так выскочила. Театр Сатиры неизменно, с самого рождения, пребывал в стороне от активной театральной судьбы. От поиска новых форм, новых театральных идей. Имеется театры, а имеется Театр Сатиры.

От этого избавиться нереально. Так как были тут и превосходные артисты, и превосходные пьесы.

И труппа превосходная, к сожалению, скоро перемершая. Но все равно… вне театрального процесса.

И по сей день то же самое. Неясно, что делать… Уже разделся Юра Васильев (в спектакле «Распутник». — О.Г.).

Практически обнажённый по сцене ходит. Казалось бы, куда уже современнее! Но из-за чего­то считается, что Васильеву раздеваться запрещено. У Додина все совсем обнажённые бегают, это возможно.

А Васильеву в Театре Сатиры запрещено. Из-за чего? Васильев прекрасно смотрится…

Но не будем о грустном.

— Что вы думаете о нынешнем денежном кризисе?

— Как это ни страшно и цинично звучит, кризис отправится на пользу театру. Так как сейчас никого на репетицию собрать нереально. К директору в ненависти и слезах прибегает ежемесячно зав­труппой, в то время, когда необходимо сделать репертуар следующего месяца.

Икс не имеет возможности с 5­-го по 10­-е; Игрек не имеет возможности с 10­-го по 20­-е и т.д. Собрать всех нереально. на данный момент, в то время, когда сыплются все эти мыльные проекты, имеется зыбкая надежда на то, что актеры возвратятся в театр.

Аргументировать отказы на работе будет нечем. В то время, когда юный артист, мой ученик — а тут у меня учеников 25 — прибегает и говорит: «Папа родной, с декабря по декабрь трудиться не могу.

Семья, обвал дома, второй ребенок». Я ничем не могу ему возразить.

По причине того, что он за пять мин. сюжета про перхоть приобретает три месячные заработной плата.

— Лично вас кризис как­то задел?

— Тьфу-­тьфу­-тьфу, никак не задел. Ожидаем.

Вот-­вот что­-то будет, и это разумеется.

— Чего вы опасаетесь больше всего?

— Опасаюсь лишь самого себя. Опасаюсь, к примеру, что утомлюсь не обращать ни на что внимание. Меня по старости стали раздражать те моменты, каковые я ни разу не брал в расчет, — извне, изнутри.

Это начинает добывать, это ужасный деструктивный симптом. Нужно дожить сезон.

В будущем году в осеннюю пору — 85 лет театру, 100 лет Плучеку. Даты, каковые нужно как­то отмечать.

Для этого необходимы силы, материал, какие конкретно­то хотя бы минимальные возможности.

— Как вы Новый год планируете встречать?

— Где­то на даче, негромко, с псами. Времена разгула прошли — я лимит выбрал.

Столько нашутился, что уже все.

— А что за собаки и из-за чего две?

— Одна отечественная, вторая приходящая, ребенка. До тех пор пока они относительно молодые, собственную собаку отфутболивают все время нам.

— Какой породы?

— Один любимый — вест­райт терьер, светло синий какой­то. Мелкий бандюга. И Мишкин лабрадор, мой любимый, но ветхий. Ходит так же, как я, коленки не разгибаются.

На лестницу поднимаемся со ужасными пытками. Нет лифта — мы с ним ночуем во дворе.

— Это действительно, что вы со собственными псами любите наблюдать «В мире животных»?

— Мелкий реагирует на все. На экране собаки лают, он также начинает лаять. Они удирают.

Он также бежит за ними за экран, наблюдать, куда они убежали. Позже приходит с вопросом: «Где же, трам­тарарам, они?» Я продолжительно растолковываю.

— Как Кроха Карлсону?

— Полностью.

— Другими словами отметите праздник в домашнем кругу?..

— Домашний круг также узкий. Молодежь-­то вся… не смотря на то, что какая молодежь! Пятьдесят первый год Мишке — уже ветхие!

А внуки, разве их заманишь! Я желаю взглянуть на их лица, в случае если сообщу, что желаю, дабы они со мной на даче посидели в Новый год. они поразмыслят, что я отправился умом.

— А зимней рыбалки не будет?

— А я не зимний рыбак. Я дружил с Леней Дербеневым, превосходным поэтом?песенником, он был рыбак в законе.

Рыбачил целый год весь день. В то время, когда уже не было никакой возможности, совал удочку в унитаз и сидел: а что если! в один раз он меня извлёк на зимнюю рыбалку.

Это была Голгофа! Ты знаешь, что такое мотыль? Красный мелкий червячок. Клали их в презерватив Баковского завода, завязывали и прятали за щеку, дабы не замерзли.

Воображаешь, на морозе вынуть презерватив из-­за щеки, развязать, нацепить этого малюсенького, красненького червячка, завязать презерватив, сунуть обратно в рот… Вот это рыбалка!

А на данный момент, в то время, когда все с электроникой и подогревом…

— Но все имеется!

— По большому счету, в то время, когда все имеется, — это плохо. Недостаток — двигатель судьбы.

— А вы гордились каким­-нибудь недостатком, что удалось дотянуться?

— Машиной. Всю жизнь была мечта добыть какое­-нибудь транспортное средство. И внезапно запись на первые «Жигули». В Тушино. В том месте был пустырь громадный, костры, люди.

У каждого костра собственная сотня. Ефрейтор с тетрадкой в линеечку ходил.

Не пришел на отметку — машинально тебя вычеркивали. Мы собственной компанией — Зяма Гердт а также — отмечались. в один раз я пошутил. Я отмечался за Гердта.

И сообщил ему: «По­-моему, все это подозрительно. Чувство, что в отечественном отсеке не запись на «Жигули», а перепись иудеев».

— Какую вещь по ностальгическим обстоятельствам вы ни при каких обстоятельствах не выкинете?

— Не знаю, как у тебя, у нас не выкидывается ничего. Все складывается в чемоданы и на антресоли со словами: «Понадобится». Лет пять назад я полез куда­-то наверх, потому, что мне померещилось, что в том месте что-­то необходимое.

Оттуда упал чемодан, раскрылся, и из него выкатились клубки мохера. Ты не забываешь, что это такое?

— не забываю и кримплен, и мохер.

— Данный мохер в 70-­е годы привозили из­-за границы моряки. Мохер, болонья, резиновые сапоги…

Прошло 40 лет, и это все сверху упало. Я говорю: «А это­то что?» Моя супруга говорит: «А что если внуки?» Я позвал внуков, дотянулся одну вот эту полуистлевшую, пушистую блямбу. «Что это?» — задали вопрос дети.

Я сообщил: «Это бабушка бережет для вас, вы станете вязать». «Что?» — переспросили они.

— И все­-таки какие конкретно вещи вам особенно дороги?

— Похитили на даче машину у меня 10 лет назад. В том месте были 4 любимые трубки, все мои снасти, те еще… Какие конкретно-­то рыболовные куртки.

Все лежало в багажнике. Где­то, в «МК», по­-моему, внесли предложение напечатать, дабы вернули машину. Я сообщил: «Не нужно машину — пускай вернут снасти и трубки».

Не вернули.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

7 Правил Плавания, Каковые Смогут Спасти Вам Жизнь


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: