Лучшие вальсы мира от даниэля райскина
На сцене Национального Кремлевского Дворца 23 мая 2016 года раздадутся красивые и завораживающие мелодии вальсов различных народов и времён.
В данный вечер на сцене выступит один из лучших коллективов страны — академический оркестр России им. Е.Ф.
Светланова. За дирижерским пультом – Даниэль Райскин (Нидерланды), один из броских музыкантов собственного поколения.
Обозревателю «Доводов семь дней» удалось пообщаться с дирижером в предверии концерта.
Даниэль, поведайте мало о собственном детстве. Вы из музыкальной семьи?
Детство… это уже думается так на большом растоянии… Да, я появился в семье, где музыка с самого начала моей жизни игралась первостепенную роль.
Папа, Иосиф Райскин, сейчас, дай Всевышний ему здоровья, один из наибольших музыковедов России, музыкальный критик, человек совсем энциклопедических знаний в области музыки, литературы, истории, к тому же ещё и физик по первому образованию. Брат Борис ко времени моего рождения уже делал первые шаги на поприще музыканта, занимаясь виолончелью.
Мама хоть и не музыкант, но совсем «опытный» слушатель, любящий и опытный музыку. Так что не страно, что уже весьма не так долго осталось ждать в моих руках показалась скрипка, а на концерты и в театр меня начали водить ещё до школы.
В то время, когда вы осознали, что музыка – это ваше призвание, ваша будущая профессия?
Вы понимаете, это происходило неспешно, поэтапно. И, само собой разумеется, во многом зависело от встречи с несколькими необычными музыкантами, педагогами, каковые привили и любовь к музыке, и умение серьёзно трудиться.
Тут я обязан назвать и собственного первого педагога по скрипке Самуила Владимировича Забежинского, и собственного педагога по альту Даниила Григорьевича Мееровича, доктора наук Ким Кашкашьян, у которой мне посчастливилось получать образование аспирантуре во Фрайбургской музыкальной академии. Всем этим превосходным педагогам было нужно изрядно повозиться, дабы наставить меня на «путь подлинный»!
Вспомните собственный первый дирижерский опыт. Это точно яркие, весёлые воспоминания
А вот эти воспоминания в первую очередь связаны с именем Льва Яковлевича Савича, моего первого и, возможно, самого серьёзного педагога по дирижированию. Это был совсем необычный человек, музыкант, дирижер.
Один из любимых учеников Николая Семёновича Рабиновича и Игоря Маркевича, дирижер ветхой школы, германской дисциплины, немыслимых знаний. в один раз на репетиции студенческого оркестра, где я игрался в группе альтов, он заприметил какой-то «голодный» свет в моих глазах и извлёк меня на дирижерский пульт. Игрались симфонию «Юпитер» Моцарта, менуэт. И сообщил: «Давайте!»
Наподобие я не растерялся, но, по-моему, пот с меня лил градом и руками я махал, как ветряная мельница! Но основное – вы воображаете: я машу руками, а они играются! Меньше машу, наподобие тише играются, больше – наподобие громче…
Ну и все: этого хватало, дабы я окончательно был «заражен» данной бациллой. Это чувство звука в руке, в то время, когда он делается осязаем совсем ни с чем не сравним!
А на следующий сутки я уже был в дирижерском классе!
Из вашей биографии делается ясно, что в музыке вам нравится весьма и многое. А имеется ли у вас дирижерские предпочтения довольно оперного репертуара?
В дирижирование я пришел из оркестра, из камерной музыки, из работы солиста. Опера пришла уже существенно позднее, главная деятельность всё-таки опиралась на симфоническое дирижирование.
Но я весьма обожаю трудиться с певцами и сейчас систематично соглашаюсь на приглашения театров оперы и балета. Что же касается репертуара, то это, конечно же, русская и Моцарт оперная классика.
Но и пара постановок «Кармен» и превосходную работу над оперой «Шнобель» Шостаковича я вспоминаю с удовольствием и благодарностью.
Вы большое количество гастролируете и систематично выступаете в лучших залах мира. Имеется ли среди них зал, что вы имели возможность бы назвать любимым, в который хочется возвращаться опять и опять?
Из-за чего?
Таких комнат много, и любой из них имеет какие-то собственные особенности и замечательные качества. Я «вырос» в зале Петербургской филармонии.
Это собственного рода отправная точка и ни с чем не сравнимая акустика! Я довольно часто выступаю в амстердамском Консертгебау, и это любой раз настоящий праздник.
Неизменно с наслаждением дирижирую в Концертном зале Мариинского театра, Тонхалле в Цюрихе, в Зале имени Чайковского в Москве.
В какой стране, на ваш, взор, самые эмоциональные слушатели? Что имеете возможность сообщить о россиянах?
Чувства бывают весьма различными и проявляются по собственному. В Нидерландах, к примеру, публика постоянно встаёт, довольно часто независимо от качества выполнения… В Италии публика весьма шумная, в Германии весьма «опытная» и знает, чего желает.
Такую публику вынудить подняться не так легко, но уж в случае если поднялись, то это вправду успех!
И, пожалуй, самая необычная публика – в Российской Федерации! Она и требовательная, и признательная, но основное – люди идут на концерт и в театр, как на праздник.
Я не знаю ни одной второй страны, в которой совсем незнакомые люди из публики дарили бы артистам цветы, легко в качестве благодарности. Такие цветы намного дороже, чем стандартные букеты, каковые выносят администраторы комнат либо оркестров по долгу работы.
Каковы, по-вашему, особенности национального оркестрового менталитета? С наслаждением ли вы выступаете с русскими оркестрами?
С русскими оркестрами я постоянно выступаю с огромным наслаждением, поскольку дирижировать «на родном языке» – это особое чувство.
Сейчас мои приезды в Россию с концертами стали более регулярными, и я это весьма приветствую. Что же касается национального оркестрового менталитета, то это скорее культуры и вопрос традиций.
Помимо этого, в случае если, к примеру, сравнить оркестры, которыми я руковожу, то в Германии у меня в оркестре из 80 человек не больше половины немцев, а остальные – как Ноев Ковчег: венгры, корейцы, поляки, японцы, украинцы, китайцы, россияне, исландцы, испанцы, латыши, американцы, болгары, британцы, румыны, бразильцы, южноафриканцы… всех ли назвал…
А в Польше – все поляки! Был один грузин, но ушел на пенсию.
В таком мононациональном оркестре возможно сказать о менталитете, а в Европе либо Америке, пожалуй, лишь о культуре и традициях. В Российской Федерации культура оркестрового музыканта очень сильно изменилась за последние 25 лет. Это и неудивительно: совсем новое поколение молодых музыкантов выросло в условиях, очевидно отличающихся от тех, в которых формировался, например, я.
Что для вас значит выступать с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова?
Для меня ближайшее выступление с Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова – это в первую очередь новая возможность творческого общения с этим красивым, узким и богатым традициями коллективом!
С именем Е.Ф. Светланова и «его» оркестром для любого дирижера, воспитанного в русской дирижерской традиции, связаны одни из самых броских страниц русском музыкальной истории.
А возможность выступления с этим превосходным коллективом в год его 80-летия – это ещё и громадная честь!
Имеете возможность поведать о программе грядущего концерта? Произведения каких композиторов вы выполняете с особым трепетом?
В то время, когда мне внесли предложение продирижировать грядущий концерт и разработать программу, я почувствовал кроме того некую неловкость со стороны организатора: «важному» дирижеру предлагают продирижировать такую вот «садово-парковую» программу! А я именно был рад: среди вальсового репертуара имеется множество настоящих жемчужин музыки, и многие из них исполняются весьма редко.
Другие же всем узнаваемые шлягеры играются формально, заиграны, заболтаны – их настоящие тонкости уже не замечаются.
Я постарался разработать программу так, дабы музыка всеми любимая и прекрасно узнаваемая исполнялась вместе c произведениями, каковые должны внести свежесть в программу, вынудить слушателей показать любопытство. А что же касается композиторов, музыку которых я выполняю особенно с радостью, то с особым трепетом я отношусь к каждому прикосновению к музыке Петра Ильича Чайковского.
И, кстати, нельзя забывать, что сам король вальса Иоганн Штраус-младший 11 лет руководил летними концертами Павловского вокзала, пребывав на работе у русского императорского двора! Именно там произошло первое (!) публичное выполнение музыки Чайковского, его «Характерных танцев», под управлением самого Штрауса!
Мы с вами говорили по большей части о профессии и музыке, которая в жизни дирижера занимает неизменно весьма громадную и, думаю, наиболее неотъемлемую часть. А каков дирижер Даниэль Райскин вне профессии и музыки?
Не могли бы вы мало немного открыть завесу над тем, что в большинстве случаев мы вкладываем в понятие «личная жизнь»?
Для меня две вещи являются самые важными в жизни: семья и музыка! Эти два понятия неразрывно связаны между собой.
К сожалению, работа дирижера вынуждает меня довольно часто и подолгу отсутствовать дома. Тем ответственнее для всех нас настоящее согласие, любовь, время и домашний уют, которое мы можем проводить совместно.
Моему сыну уже практически 18, и он уже зрелый и весьма броский джазовый барабанщик, на данный момент готовится к поступлению в Кёльнскую академию музыки. А дочка серьёзно занимается балетом, не смотря на то, что в неполные 13 лет ещё тяжело делать выводы, как на большом растоянии на этом поприще она отправится.
Не могу не отметить того, что без помощи доходящей до самопожертвования моей жены всё это, пожалуй, было бы неосуществимым.
А ещё я весьма обожаю готовить и довольно часто, возвратившись с долгих гастролей, подолгу провожу на кухне! Так как детальная работа шеф-повара и шеф-дирижёра во многом родственна, а для меня это возможность переключиться на совсем уровень эмоций и другой ритм.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
самые известные и прекрасные вальсы хорошей музыки в мире хорошего инструментального