Ммкф-2016: к востоку от запада
Здравствуй, здравствуй, зрители и дорогие читатели! Прошли те времена, в то время, когда ММКФ показывал нам в конкурсе фильмы классиков.
И вследствие того что классики перебрались в лучший из кинематографических миров, и вследствие того что новые режиссёры-бренды были созданы не в Москве, а в Каннах, Берлине, Венеции. Соответственно, собственные новые проекты они приносят им – своим крёстным мамам и папам.
Что остаётся нам? Кинематограф государств третьего мира? Открывать новые имена?
Но, программа этого года говорит о том, что у обоих этих направлений имеется возможности.
Из всех фильмов, каковые я видел в конкурсе ММКФ в текущем году сейчас, лишь фильм сербского режиссёра Милоша Радовича «Ежедневник машиниста» (Сербия, Хорватия) позвал у меня самые искренние чувства. Вся трагикомическая история фильма поведана с той дозой иронии, которая делает каждую сцену фильма мелким праздником.
Киногерой ветхий машинист Илия вот-вот уйдёт на пенсию, и лишь ему ещё не хватало перед пенсией сбить 10-летнего мальчика, что решил наложить на себя руки, идя по шпалам перед мчащимся тепловозом. У мальчика горе – ему в детдоме наконец-то поведали правду, что от него отказались родители и подбросили в детский дом в коробке из-под ксерокса.
Чудесным образом Илия тормозит в метре от мальчика и забирает его к себе. А живёт он в таинственном паровозном депо, куда выходят окна его квартиры, а в вагончиках около живут его приятели, коллеги и поклонница. Между вагончиками и квартирой – оранжерея, где растут орхидеи.
Как раз их Илия принесёт на могилы 6 цыган, каковые застряли на переходе в микроавтобусе и были сбиты его тепловозом. Вдовы цыган, конечно, будут весьма «рады» его поступку.
«Ежедневник машиниста» режиссёра Милоша Радовича
Илия берёт сироту себе и растит до здорового возраста. Но не желает, дабы он стал машинистом. А юноша лишь об этом и грезит.
Но Илия знает, сколько невинных душ он погубил – пара десятков, – и не желает такой же участи для приёмного сына. Он отправляет его мойщиком тепловозов на какую-то дальнюю станцию, где парень сохнет от тоски.
Видя это, второй машинист-экстремал берёт его к себе в кабину, растолковывает, что к чему и как рулить, и исчезает. А скорость уже 100! Меньше, жесть. Нет, Илия не желал собственному приёмному сыну таковой участи.
Но собрание участников депо в оранжерее решает, что сыну машинистом быть! И дают предупреждение его, что в случае если кого-то будет сбивать, то необходимо в обязательном порядке ложиться на пол, поскольку известен случай, что оторванная рука убиенного влетела в окно и указательным пальцем пронзила глаз легендарному машинисту.
Все обитатели вагончиков, собравшиеся в оранжерее, сейчас, очевидно, весёло выпивают местный самогон ракию.
парень делается машинистом, и уже полгода у него ни одного сбитого млекопитающего. Он начинает нервничать, позже с ума. Дабы спасти парня, Илия рассчитывает время его проезда и, чисто одевшись, ложится на рельсы. Но жертва его не пригодится.
Так как перед ним на переезде в собственном «запорожце» застрял машинист-экстремал! Сакральная жертва принесена.
Юный храбрец посвящён в машинисты! Весьма весёлый фильм.
«Центр моего мира» режиссёра Якоба Эрвы
Другие бывшие соцстраны – Болгария и Польша – также отличились. Они представлены фильмами, где история кровавого тоталитаризма, подмявшего под себя их страны по окончании окончания Второй мировой войны, приобретает прививку американского джаза, а от того тоталитаризм делается coca-cola-light.
В польском фильме «Эксцентрики» (реж. Януш Маевский) в послевоенную Польшу возвращается альфа-самец Фабиан, что в Англии надыбал кучу бабок, дабы сколотить свинг-группу и «растормошить» Польшу.
С историей тут, само собой разумеется, имеется вопросы, поскольку в Польше свинг стал поп-культурой в 60-е, но не имеет значения. Играются и играются.
А партаппаратчики то терпят, то не весьма. Всё было бы прекрасно, если бы не нелепая шпионская интрига.
В группу приглашена красивая женщина Модеста. Она не так долго осталось ждать делается любовницей Фабиана. А его все принимают за шпиона. И в действительности, к нему иногда подходят люди, и говорят пароль.
А ответа он не знает. Джаз джазом, а режиссёр не забывает о неприятелях Польши.
Оказывается, что Модеста и имеется тайный агент, которая знает ответ на пароль. Лишь курьеры почему-то шли к Фабиану. Возможно, вследствие того что он из Англии привёз прекрасную тачку.
Но кукловоды отзывают Модесту, и она вскакивает из-за столика в ресторане, где уже по бокалам было разлито дорогое вино, и бежит в туалет, где срывает парик и зачем-то ладошкой размазывает помаду. Храбрец, удручённый, выходит из ресторана и видит уезжающий с Модестой тёмный воронок.
Что я могу сообщить? Наблюдать наподобие увлекательно, и свинг качественный, но выходишь из зала на солнце и думаешь: что за нелепость?
Отличились и болгары. «Поющие ботинки» режиссёра Радослава Спасова также наводят тень на плетень. Тоталитарное прошлое, кровавый социалистический режим – это фон, на котором существует звезда джаза Лия Иванова.
В фильме рассказывается милая история, как влюблённый в довоенную красавицу певицу Лию армянский мальчик Эдуард делается потом её мужем, гастролирует с ней по Европе, а позже, в то время, когда Лия уйдёт в лучший из миров, отправится в нехороший из миров – просматривать в архивах местного КГБ папки с вербовочными показаниями и агентскими донесениями его жены. Нам предлагается сопереживать его огорчению от прочтённого.
А что он думал, разъезжая со своей женой по Европе, без сопровождения, что так было в социалистической Болгарии без ведома соответствующих структур? Весьма интересно, режиссёр предлагает нам сочувствовать придурку?
Мораль фильма для меня таинственна, лишь выполнение актрисой, играющей роль легендарной Лии Ивановой, джазовых и других композиций всецело примирило меня с течением этого костюмно- и художественно-добротного исторического фильма. Весьма интересно было и замечать, как стареют храбрецы, как изменяется их наружность.
Как актриса поёт песню о том, что ей бы нужно две жизни: одна, дабы , вторая, дабы «по нотам» исправить прожитую. Вот тут бы и нащупать настоящий конфликт.
А нам предлагают нудную рефлексию про разведслужбы, архивы которых в старости повергли в шок вдовца великой болгарской певицы. К сожалению, это тормозит фильм, делает его очень увлекательное повествование заложником неинтересной рефлексии.
А что красивая Европа? Тут сходу возможно выделить фильм из Германии (+Австрия) «Центр моего мира» (реж.
Якоб М. Эрва). Снятый в манере, лишённой кинематографического занудства, без чтения стихов з/к, фильм говорит поучительную историю, в которой классический амурный треугольник обнаруживает собственную кровь и арийскую плоть.
Пьеро и Мальвина – старшеклассники, дружат между собой, пока не появляется в их классе Арлекин, все гламурные издания отдыхают. Пьеро не имеет возможности от него глаз отвести, и Мальвина по этому поводу до тех пор пока посмеивается.
Но Арлекин берёт инициативу в собственные руки, и дорогой Пьеро улетает на небеса. Но Мальвина также не дура, и трагедь происходит тогда, в то время, когда Пьеро видит её в объятиях Арлекина. Он не желает терять Пьеро и говорит ему: нет жизни без тебя.
А Пьеро ему в ответ – не могу дробить тебя ни с кем! Вот таковой Шекспир в провинциальном германском городишке, где ещё все родственники и привычные выступают как древний хор, растолковывающий Пьеро метафизику его эмоций.
Потому, что Пьеро нужен целый Арлекин, а Арлекин желает и его, и Мальвину, обстановка делается патовой. Но решение нашлось, Пьеро побеждает конкурс на получение гранда в благословенной Америке, с уроженцем которой его и сотворила его радостная мама.
Чао, Арлекин! Нас ожидают новые возможности
Фестиваль близится к концу, и не так долго осталось ждать мы определим вывод большого жюри. Я прокомментирую его в следующем выпуске «АН».
Но независимо от его решения я отзовусь о фильме режиссёра Николая Досталя «бес и Монах», которым была представлена Российская Федерация в конкурсе 38-го ММКФ. До свидания, пока-пока!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Кинофестиваль \