На разных ступенях социальной лестницы
Легенда советского кино Виктор ПРОСКУРИН приобрел всеобщую известность благодаря популярному сериалу «Громадная перемена», где сыграл прогульщика Гену Ляпишева. Дальше следовали не меньше узнаваемые картины: «дама пик», «Выйти замуж за капитана», «Ожесточённый романс» – всего на счету актёра более 100 ролей в кино.
Одна из последних работ Проскурина – почтальон Макарыч в фильме Рената Давлетьярова «А зори тут негромкие…».
— Виктор Алексеевич, вас возможно причислить к классикам советского кинематографа. По всей видимости, на кастинги уже не ходите?
– В прошедшем сезоне мне звонили по поводу кастинга. Женщина была настойчивая, и я дал согласие.
Пришёл, познакомился с режиссёром, он сообщил что-то о картине, пара слов о роли… Через два дня раздался звонок: «Вы утверждены, съёмки через пять дней!» На что я ответил: «К сожалению, я не могу.
Режиссёр не прошёл кастинг». Ничего личного, но в случае если не редкость кастинг актёров, то у меня был кастинг режиссёра. По тому, как он задавал вопросы, я осознал, что мне с ним трудиться неинтересно.
Как говорится, контакт не случился.
– Ренат Давлетьяров, по всей видимости, сумел вас к себе расположить, раз вы у него в фильме «А зори тут негромкие…» сыграли. Из-за одноимённой советской киноленты Станислава Ростоцкого кое-какие отказались наблюдать его фильм
–Позвонил агент Рената и пригласил меня на роль, которая была вписана. Я дал согласие сходу. Во-первых, это Ренат, а во-вторых, материал хороший.
Само собой разумеется, возможно сообщить: «Не отправимся наблюдать ремейк фильма Ростоцкого!», но так возможно и не просматривать что-то новое и не писать. В то время, когда наблюдаю какой-нибудь фильм, делаю это нормально и холодно.
Кроме того ужасные вещи в книжке просматриваю рассудительно. Эмоции позже.
Я взглянул картину совместно со зрителями в зале и говорю вам, что у меня сложилось уважительное отношение к режиссёру. А те, кто отказался, позже всё равняется взглянут фильм Давлетьярова!
– Действительно, что в юности вы грезили сыграть Ленина?
– Действительно, кроме того начал перечитывать полное собрание сочинений В.И. Ленина. Дошёл до восьмого тома. Листал, вникал. В следствии заключил , что Владимир Ильич был не дурак, такая Божья единица.
Мне хотелось сыграть Ленина до революции. Я довольно часто фантазировал: «Весьма интересно, а каким он в гимназии был? А что он делал? А как он за девками подглядывал?» Было же такое! Купались, наблюдали, детство же у всех однообразное.
Отношения Ленина с Крупской мне также были занимательны. Мы воображаем её таковой, какая она на фотографиях.
Но когда-то она была девушкой, и он за ней заботился. А Ленин, как выяснилось, был ещё тот ходок!
– В советское время тем, кто игрался Ленина, давали Госпремию, машину…
– В этом была собственная скорбь. Актёры, сыгравшие Ленина, больше не могли играться отрицательных персонажей.
Председателя колхоза – пожалуйста. Но в юности я об этом не думал.
– В своё время в Ленкоме вы игрались в спектакле Андрея Тарковского «Гамлет». Каким вам запомнился Тарковский?
–В то время отношение к Тарковскому было у каждого собственное. Кто-то над ним подсмеивался, кто-то восхищался. Для меня он был человек со своим определением мира. Его мир был мне не понятен, но увлекателен.
Так, я не осознавал, на каком языке Тарковский говорил с Анатолием Солоницыным, что игрался Гамлета. Они не говорили, а перебрасывались междометиями.
Замечать было весьма интересно. У меня была маленькая роль могильщика, но я ходил на все репетиции. Андрей Арсеньевич неизменно уважительно относился к актёрам, он нормально делал собственное дело, без скандалов.
Перед спектаклем «Гамлет» у театра дежурила конная милиция. Около Тарковского всегда был ажиотаж.
Зал был переполнен, и любой раз спектакль задерживали по причине того, что не успевали разместить людей. Андрей Арсеньевич как человек был мне по душе, не смотря на то, что в товарищеских отношениях мы не состояли.
Как говорится, находились на различных ступенях социальной лестницы. Она, непременно, существовала. Говорю без печали.
Тогда всем казалось, что все равны, но равных нет, и быть не должно.
– По вашим словам, вы ни при каких обстоятельствах не смотрите собственные ветхие фильмы. Кроме того в то время, когда их показывают по телевизору?
– А для чего наблюдать, в то время, когда я о них всё знаю? Наслаждаться самим собой? Как-то я был в гостях, и мне сообщили: «Эй, Витька, иди ко мне, тебя в «Громадной перемене» показывают!» Взглянул несколько мин., ну показывают и показывают.
Другое дело, в то время, когда картина позволяет окунуться в какие-то воспоминания. Все натурные вещи в «Громадной перемене» снимали в Ярославле.
Сравнительно не так давно я был в том месте – совсем второй город.
– Вы говорили, что желали играться Ганжу с его амурной линией, а не оболтуса Ляпишева…
– С режиссёром «Громадной перемены» Алексеем Кореневым я познакомился благодаря его дочке Лене Кореневой, с которой снимались в фильме «Назначение». Как-то она сообщила: «Приходи, познакомлю тебя с папой, с сестрой». не забываю, мы сидели на кухне, выпивали чай, и Алексей Александрович мне говорит: «Я кино планирую снимать.
Взгляни сценарий, может, роль себе какую выберешь». Я прочёл и выбрал роль Ганжи. Хотелось сыграть человека взрослого, женатого, не школьника. Но Алексей Коренев мне сообщил: «Не подрос ты для Ганжи, сыграй лучше Ляпишева».
Если бы мы тогда с ним не встретились, не знаю, как бы моя жизнь дальше сложилась.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Древесная лестница с забежными ступенями. Опыт горожанки // FORUMHOUSE