На разных ступенях социальной лестницы

На разных ступенях социальной лестницы

Легенда советского кино Виктор ПРОСКУРИН приобрел всеобщую известность благодаря популярному сериалу «Громадная перемена», где сыграл прогульщика Гену Ляпишева. Дальше следовали не меньше узнаваемые картины: «дама пик», «Выйти замуж за капитана», «Ожесточённый романс» – всего на счету актёра более 100 ролей в кино.

Одна из последних работ Проскурина – почтальон Макарыч в фильме Рената Давлетьярова «А зори тут негромкие…».

— Виктор Алексеевич, вас возможно причислить к классикам советского кинематографа. По всей видимости, на кастинги уже не ходите?

– В прошедшем сезоне мне звонили по поводу кастинга. Женщина была настойчивая, и я дал согласие.

Пришёл, познакомился с режиссёром, он сообщил что-то о картине, пара слов о роли… Через два дня раздался звонок: «Вы утверждены, съёмки через пять дней!» На что я ответил: «К сожалению, я не могу.

Режиссёр не прошёл кастинг». Ничего личного, но в случае если не редкость кастинг актёров, то у меня был кастинг режиссёра. По тому, как он задавал вопросы, я осознал, что мне с ним трудиться неинтересно.

Как говорится, контакт не случился.

– Ренат Давлетьяров, по всей видимости, сумел вас к себе расположить, раз вы у него в фильме «А зори тут негромкие…» сыграли. Из-за одноимённой советской киноленты Станислава Ростоцкого кое-какие отказались наблюдать его фильм

–Позвонил агент Рената и пригласил меня на роль, которая была вписана. Я дал согласие сходу. Во-первых, это Ренат, а во-вторых, материал хороший.

Само собой разумеется, возможно сообщить: «Не отправимся наблюдать ремейк фильма Ростоцкого!», но так возможно и не просматривать что-то новое и не писать. В то время, когда наблюдаю какой-нибудь фильм, делаю это нормально и холодно.

Кроме того ужасные вещи в книжке просматриваю рассудительно. Эмоции позже.

Я взглянул картину совместно со зрителями в зале и говорю вам, что у меня сложилось уважительное отношение к режиссёру. А те, кто отказался, позже всё равняется взглянут фильм Давлетьярова!

– Действительно, что в юности вы грезили сыграть Ленина?

– Действительно, кроме того начал перечитывать полное собрание сочинений В.И. Ленина. Дошёл до восьмого тома. Листал, вникал. В следствии заключил , что Владимир Ильич был не дурак, такая Божья единица.

Мне хотелось сыграть Ленина до революции. Я довольно часто фантазировал: «Весьма интересно, а каким он в гимназии был? А что он делал? А как он за девками подглядывал?» Было же такое! Купались, наблюдали, детство же у всех однообразное.

Отношения Ленина с Крупской мне также были занимательны. Мы воображаем её таковой, какая она на фотографиях.

Но когда-то она была девушкой, и он за ней заботился. А Ленин, как выяснилось, был ещё тот ходок!

– В советское время тем, кто игрался Ленина, давали Госпремию, машину…

– В этом была собственная скорбь. Актёры, сыгравшие Ленина, больше не могли играться отрицательных персонажей.

Председателя колхоза – пожалуйста. Но в юности я об этом не думал.

– В своё время в Ленкоме вы игрались в спектакле Андрея Тарковского «Гамлет». Каким вам запомнился Тарковский?

–В то время отношение к Тарковскому было у каждого собственное. Кто-то над ним подсмеивался, кто-то восхищался. Для меня он был человек со своим определением мира. Его мир был мне не понятен, но увлекателен.

Так, я не осознавал, на каком языке Тарковский говорил с Анатолием Солоницыным, что игрался Гамлета. Они не говорили, а перебрасывались междометиями.

Замечать было весьма интересно. У меня была маленькая роль могильщика, но я ходил на все репетиции. Андрей Арсеньевич неизменно уважительно относился к актёрам, он нормально делал собственное дело, без скандалов.

Перед спектаклем «Гамлет» у театра дежурила конная милиция. Около Тарковского всегда был ажиотаж.

Зал был переполнен, и любой раз спектакль задерживали по причине того, что не успевали разместить людей. Андрей Арсеньевич как человек был мне по душе, не смотря на то, что в товарищеских отношениях мы не состояли.

Как говорится, находились на различных ступенях социальной лестницы. Она, непременно, существовала. Говорю без печали.

Тогда всем казалось, что все равны, но равных нет, и быть не должно.

– По вашим словам, вы ни при каких обстоятельствах не смотрите собственные ветхие фильмы. Кроме того в то время, когда их показывают по телевизору?

– А для чего наблюдать, в то время, когда я о них всё знаю? Наслаждаться самим собой? Как-то я был в гостях, и мне сообщили: «Эй, Витька, иди ко мне, тебя в «Громадной перемене» показывают!» Взглянул несколько мин., ну показывают и показывают.

Другое дело, в то время, когда картина позволяет окунуться в какие-то воспоминания. Все натурные вещи в «Громадной перемене» снимали в Ярославле.

Сравнительно не так давно я был в том месте – совсем второй город.

– Вы говорили, что желали играться Ганжу с его амурной линией, а не оболтуса Ляпишева…

– С режиссёром «Громадной перемены» Алексеем Кореневым я познакомился благодаря его дочке Лене Кореневой, с которой снимались в фильме «Назначение». Как-то она сообщила: «Приходи, познакомлю тебя с папой, с сестрой». не забываю, мы сидели на кухне, выпивали чай, и Алексей Александрович мне говорит: «Я кино планирую снимать.

Взгляни сценарий, может, роль себе какую выберешь». Я прочёл и выбрал роль Ганжи. Хотелось сыграть человека взрослого, женатого, не школьника. Но Алексей Коренев мне сообщил: «Не подрос ты для Ганжи, сыграй лучше Ляпишева».

Если бы мы тогда с ним не встретились, не знаю, как бы моя жизнь дальше сложилась.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Древесная лестница с забежными ступенями. Опыт горожанки // FORUMHOUSE


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: