На стороне истины

На стороне истины

В волгоградском планетарии произошло мероприятие, посвящённое десятилетию лектория «Интеллектуальные среды». Послушать философов пришли 450 человек.

Интерес волгоградцев к просветительскому проекту неизменно высок. Без преувеличения возможно заявить, что это неповторимое явление культурной жизни города.

«Из хаоса рождаются среды и ритмы». Эта фраза французского философа Жиля Делёза стала эпиграфом к альманаху «Ритмология культуры», плоду изысканий группы учёных, объединённых в исследовательское сообщество «Интеллектуальные среды». «Среды» появились из хаоса, из неорганизованной культурной и интеллектуальной судьбы Сталинграда середины двухтысячных, дабы объединить людей ищущих, неспокойных, желающих делиться своим и принимать чужое, и наладить между ними продуктивное общение.

Появился и ритм: многие годы каждую среду в отечественном городе проходило мероприятие «Интеллектуальных сред». Со временем к лекциям добавились мастерские и семинары, к среде – субботы, а к Сталинграду – иные места громадной страны.

Сейчас лекторий, как «ИИ» сейчас определяют себя, представлен в Москве, а сотрудничество с общероссийским лекторием «Курилка Гутенберга» обещает развитие проекта.

Юбилейное мероприятие «Интеллектуальных сред» в случае если и возможно назвать подведением итогов, то только промежуточных. Количество пришедших обосновывает, что запрос на интеллектуализм, что бы ни твердили пессимисты, только возрастает, причём зримое большая часть гостей составляли весьма юные люди.

А слово, которое жаждут услышать, обязательно будет сказано. Тем более слово философа, которое неизменно вовремя. Кстати, в полумраке Звёздного зала планетария звучали и гитары, и чувственные голоса, и таинственные, возвышенные стихи.

Но однако главными событиями вечера стали три получасовые лекции сооснователей «Сред». Не обращая внимания на кажущееся разнообразие заявленных тем, в выступлениях рассматривались разные нюансы одной и той же неприятности – скрытого управления обществом путём отождествления нетождественного.

Так, темой лекции Дмитрия Яворского стало «Идеологическое содержание географических карт». Карта – это не территория, на ней отсутствует очень многое из того, что имеется на местности.

Но одновременно с этим на картах имеется да и то, чего нет в конечном итоге – некая идеологическая концепция, формирующая отечественное представление о мире как целом. Но в собственности она не учёным-картографам, а тем, кто воздействует на их труд – остающимся в тени субъектам идеологического действия.

Исторически возможно выделить три главные концепции объединения мира: христианский и исламский религиозные проекты и светский натуралистический проект, и каждому свойствен собственный метод картографической организации пространства. Скажем, христиане в центр мира помещали Иерусалим, а мусульмане – Мекку, ориентируя карту не на север, как мы, а на восток.

Но уже к концу Средневековья религиозные проекты продемонстрировали исчерпанность объединительного потенциала: до сих пор доктринальные несоответствия раздирают человечество. И тогда сформировался натуралистический проект, выдвинувший новое основание тождественности – единую для всех людей «природу».

Так как это то, что находится не вне нас, как непостигаемый всевышний либо священный город, а в. Исходя из этого на современных картах, в отличие от средневековых, нет сакрального центра.

Действительно, понятие единоприродности также идеологично. И потому, что идеология – личная совокупность ценностей и идей, только выдаваемая за общую, объединительный потенциал понятия «природа» также делается проблематичным.

Это подтверждает доклад Юрия Ветютнева «Споры о пользе и вреде неравенства». Допустим, мы говорим, что все люди равны по природе, имея в виду биологический нюанс, но нам смогут указать на несомненные личные различия.

И кроме этого, кстати, дело обстоит и с другими доводами приверженцев равенства. На базе какого именно критерия мы ни возьмёмся постулировать равенство людей, постоянно найдутся такие индивиды, которых не уложишь в стройную схему: гражданскому равенству мешают чужестранцы, религиозному – атеисты, формально-юридическому – «сильные мира этого», кому «закон не писан» и т.п. Мир через чур сложен, человечество через чур разнообразно

Выходит, свести действительность к единой совокупности координат нереально, отождествление нетождественного, данный способ разбойника Прокруста, неизменно принципиально ограничено? Возможно, так, но частичные удачи идеологов социального конструирования несомненны, поскольку функционирует же как-то общество в качестве целостности.

К тому же, в их арсенале всегда появляются новые средства. В случае если Яворский и Ветютнев говорили о таких идеологических инструментах, как географическая карта и публично-политические понятия, то Андрей Макаров сосредоточил внимание на современном супероружии идеологической индоктринации – СМИ.

Действительно, лектор применял более жёсткое понятие и простой – манипуляция.

В докладе «Как нами манипулируют СМИ» философ поведал о механизмах влияния на публичные представления: подмена понятий, неправомерные обобщения, формирование категоричного, чёрно-белого мышления, конструирование образа неприятеля, сеяние страха, провоцирование нужных манипулятору чувств Как раз эмоции довольно часто выясняются лучшим методом внедрения того либо иного воззрения на мир, которое, казалось бы, должно строиться на рациональных, а не эмоциональных началах. Манипулятор предлагает несложную объяснительную схему для разметки действительности, а конечная его цель – управление.

В принципе, эту цель нельзя назвать конкретно негативной и вредной, поскольку без сознательного управления социум поглотится хаосом, и его разнородные элементы без какого-либо неспециализированного знаменателя вступят в войну всех против всех. Разве не хорошо, например, в то время, когда все люди считаются равными?

Разве неравенство принесёт людям больше пользы? Само собой разумеется, далеко не всегда идеологи толкают общество ко злу, чаще они всего лишь учат людей жить совместно. Но никому не хочется осознавать себя объектом манипулирования.

Кто может сжиться с мыслью, что его представление о своём месте и мире в нём имеется итог манипуляций со стороны СМИ, университетских книжек обществознания а также географической карты, что висела на стене его класса? Очевидно, каждому хочется вырваться из опутывающей сети формирующих его, но не принадлежащих ему теорий, даже в том случае, если в следствии он окажется один на один со ставшим внезапно таким незнакомым и непонятным миром в его цветущей сложности.

Но какие конкретно имеется пути? Так как у нас нет красной пилюли для выхода из «Матрицы». По солидному счёту, лишь философия пролагает путь, поскольку одна из её целей – сделать тайное явным, а сокрытое – видимым.

Та же цель у «Интеллектуальных сред», что во многом совершает их столь привлекательными в глазах людей, домогающихся правды. «Мир выстроен на лжи, но в нём имеется действительно, и она сильней, – обнадёживает их Андрей Макаров со сцены Звёздного зала. – Будьте на стороне истины».

Константин СМОЛИЙ

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Шейх Мехмет Эфенди. Позволяйте оставаться на стороне истины


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: