Не мужчины — золото
На экраны вышла картина «Территория» по известному советскому роману Олега Куваева. Фильм, воздействие которого происходит в 1960–1961 гг., посвящён сильным мужчинам-геологам, ищущим золото на крайнем северо-востоке страны.
Не неистовых нулей, не похабных бумажек, но натурального, жёлтого и тяжёлого злата взыскуют они всей романтической душой. И не для себя, а для страны! Смотрите кино, о фрилансеры и мерчандайзеры, и умирайте от тоски и зависти
Первые полчаса фильма проходят в ощущении, что тебе льют бальзам прямо на раны. По бескрайним северным просторам, где летом бегут стремительные ледяные реки, а зимний период расстилаются белые как снег природные инсталляции божественной красоты, расхаживают жёсткой походкой немыслимые мужчины.
Это первые красивые мужчины отечественного кинематографа: Константин Лавроненко, Егор Бероев, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов не достаточно разве что Пореченкова. Все они одеты в дизайнерские свитера большой вязки, притом живописец всё продумал так, что по цвету свитера ни разу не повторяются.
Мужчины эти – чистые храбрецы, кроме того пара фантастического оттенка. К примеру, они неизменно зачем-то кидаются в реки, идут по пояс в воде либо плывут прямо в одежде, погружаясь полностью, причём с малоизвестной целью.
Отсутствие логических связей – очевидный показатель поэтического кино, исходя из этого не будем притворяться, что не осознали создателей картины: превосходно осознали.
Это время творили совсем неординарные мужчины, чем-то напоминающие племя, которое когда-то водилось на Евразийском континенте под именем «русские православные». «Русские православные» форсировали Альпы, имели возможность в одиночку съесть гуся, пели протяжные грустные песни и именовали собственного царя «батюшкой». Им на смену пришло племя «советские настоящие»: эти штурмовали космос, искали нефть и золото, пели бодрые песни и собственных вождей именовали «товарищами».
Нам и предлагают взглянуть на «советских настоящих» в условиях душераздирающих красот Севера с целью эстетического и морального удовлетворения. Северный мужской триллер! Давненько не виделись мы с ним, со времён, возможно, «Неотправленного письма» Калатозова и «Дерсу Узала» Куросавы. (Не смотря на то, что сейчас и было ряд попыток возвратиться к теме.) И пускай на лица отечественных охотников и геологов постоянно ложится отсвет золотой лихорадки кисти Джека Лондона, это не беда: Джек Лондон также, по сути, настоящий коммунистический автор, его просматривали умирающему Ильичу, кто не забывает
Мы наблюдаем на жёсткое и красивое лицо геолога Чинкова (Лавроненко) и вспоминаем известный портрет Хемингуэя, и Евгения Урбанского в фильме «Коммунист». Слышим, как Чинков каменным голосом уверяет, что на Территории имеется золото и он его отыщет, верим: да, отыщет.
И если бы он его отыскал через фильм и полчаса закончился, то никаких вопросов к режиссёру Александру Мельнику не появлялось бы. Но сложение фильма таково, что он неизменно как бы заканчивается, но никак не имеет возможности закончиться – и на третьем часу картины осознаёшь, что в её сложении предусмотрена бесконечность.
Всё нашли: и храбрецов, и место действия, и воздух, а также стиль. Забыли про сюжет. Не выстроили драматического действия, развития взаимоотношений между храбрецами. И «Территория» распалась на долгую цепь эпизодов, обычно по большому счету ничем не связанных.
В целое фильм объединяет лишь изысканно журналистка и печальный голос (Ксении), просматривающей закадровый текст. Эта журналистка почему-то весь год торчит на базе, но кроме того вероятных битв за даму в духе того же Лондона не появляется.
Её влёгкую прибирает к рукам геолог-авантюрист с неизменно ироническим выражением лица (конечно, Евгений Цыганов). Но и тут отношения никак не развиваются, геолог в экспедиции зачем-то разламывает ноги, и его в виде кричащего свёртка везут в центр.
Везут на оленях, по причине того, что около геологов хронически маячат старик-эскимос и его, очевидно, дочь (бывают ли сыновья у эскимосов, других представителей и тунгусов малых народов в кино?). Мохнатые глазастые олени – настоящие, бескрайние снега – настоящие, красота немыслимая Но из 100 кроликов не имеет возможности составиться лошадь, а из 100 эпизодов не получается кино, нежели оно ничем не «прошито», никаким драматическим действием.
Эпизоды «Территории» возможно поменять местами, перетасовать, как колоду карт, и опять перед нами будет бессвязный комплект сцен. Эффектных, превосходно снятых, но не составляющих никакого целого!
Кое-какие эпизоды я по большому счету не осознала – к примеру, ближе к концу кто-то в кого-то зачем-то стреляет, а второй кто-то пробует этого кого-то спасти. И помой-му выручает.
Но кто были эти люди? С замёрзшими бородами и в куртках с капюшонами их не рассмотреть и не идентифицировать Ещё один геолог с юный женой едут в бульдозере, лёд подломился, он с ужасным самообладанием закрывает глаза и говорит жене: «Прекрасно бы тебя нашли».
Так нашли либо нет?? Времена года изменяются с какой-то сказочной быстротой и в красивом беспорядке; то и дело фильм преобразовывается в видеоклип на закадровую песню под виды природы.
Актёры хороши, в то время, когда без звучно позируют, их портреты возможно реализовывать раздельно, как поздравительные открытки к 8 Марта, но играться-то им практически что нечего. Нет распрей, нет столкновений, нет характеров и развития отношений.
Исходя из этого на исходе первого часа «Территории» у зрителя может начаться томление, которое к финалу второго часа рискует сделаться невыносимым. Фрилансеры и мерчандайзеры, каковые сначала было загрустили и начали думать, глядя на мужественных храбрецов, верен ли их жизненный выбор, неспешно укрепляются в мысли, что он был верен.
Их жизнь – тоска зелёная, а в фильме – тоска белая, громадна ли отличие? Создатели картины желали было оказать сопротивление собственному времени и израсходовали на это много таланта и труда, а победил всё равняется самодовлеющий дизайн.
А вот в то время, когда на свете жило племя «советские настоящие», таких безобразий с драматическим действием в сценарии быть не имело возможности. У настоящих советских кинематографистов были настоящие настоящие и сценаристы редакторы.
Не считая идеологии ещё был таковой зверь – профессионализм. Исходя из этого и в космос полетели, и золото нашли, и недурной кинематограф отстроили.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Мудрость одевания ношения шёлка и запрета золота для мужчин