Нет единства в театральной россии

Нет единства в театральной россии

Очередная церемония вручения театральной премии «Золотая маска» – 2012 снова наводит на размышления о странностях судьбы театральной России.

Столичные «домашние эйфории»

«Золотая маска» существует всего-то 18 лет и сказать о каких-то весьма уж полезных традициях премии не следует. Это всего лишь род приватизации частными лицами в 90-х годах того, что звалось когда-то «Национальной премией РСФСР и СССР».

Как и любая приватизация для того чтобы рода, «Золотая маска» в нулевых годах налилась деньгами, важностью и самодовольством. Ставить вопрос о смысле её существования не принято.

Не смотря на то, что на это дело тратятся среди них и национальные деньги. А главный спонсор «Маски» – Сбербанк.

В случае если у Сберегательного банка завелась лишняя копеечка, может, ему всё-таки расширить собственные позорные ставки по банковскому вкладу, каковые ни при каких обстоятельствах не превышают годовую инфляцию? В противном случае получается, что граждане оплачивают «Золотую маску» без мельчайшего на то жажды.

Я вот – вкладчик Сберегательного банка – деятельный соперник данной премии в её нынешнем виде. И однако я её, значит, и содержу?!

Мне удалось по окончании долгих мучений осознать принцип, по которому пьесы номинируются на «Маску». (Ограничимся драмтеатром.) Для этого в них должны быть очевидные интеллектуальные претензии. Очевидные для театроведческих тётенек (театроведческие дяденьки в большинстве случаев всё-таки руководят театроведческими тётеньками).

Пьесы без нарочитого усложнения формы, и пьесы лёгкие и радостные не имеют никаких шансов.

Вот пример: в театре «Сатирикон» в прошедшем сезоне было две премьеры – «Чайка» Чехова в постановке Ю. Бутусова и «Деньги» (по пьесе Островского «Не было ни гроша, да внезапно алтын») в постановке К. Райкина. Бутусовский спектакль, само собой разумеется, фигурирует в номинациях, райкинский – никоим образом.

Значит ли это, что райкинский Островский так уж очень сильно уступает по силе художественной ясности на данный момент Чехову? Нет, не означает.

Но спектакль Райкина несложнее, дешевее, отчётливее, текст автора по большому счету не тронут, не перемонтирован, не искажён – так разве может «Золотая маска» такое поощрять?!

«Оно чем больше ломки, тем больше свидетельствует деятельности градоправителя», вычислял гоголевский городничий. А чем больше искажений авторского текста, тем больше виден режиссёр, а как же в противном случае осознать, где она, эта режиссура.

Не в актёрах же её искать?

Вот режиссёр Андрей Могучий (Александринский театр) по большому счету не открыл и не вырастил ни одного актёра, однако исправно приобретает «маски», потому что именно его технологический театр современен и замечательно обходится без этих психованных актёров.

Лучшей работой актёра в текущем году была злобная Калигула Евгения Миронова – а она не лучшая кроме того у Миронова, в последовательности его работ последнего времени. Но спектакль Някрошюса, само собой разумеется, замечательно вписывается в формат «Маски».

Тут имеется всё, что она обожает, – нарочитое усложнение формы, отсутствие юмора и лёгкости. Это как раз то, что необходимо: длинно, мрачно, философично (как бы).

Всего лишь за 18 лет «национальная» театральная премия завела устойчивый круг любимчиков и сейчас занимается по большей части лишь их судьбой. Само собой разумеется, для узкого круга столичных театральных деятелей страшно принципиально важно, что режиссёр Кирилл Серебренников подался в оппозиционеров и поставил что-то по революционной прозе Захара Прилепина.

Потому, что с той же неприятной лёгкостью Серебренников в прошедшем сезоне воплотил роман В. Суркова «Околоноля», ясно, что прогрессивного режиссёра нужно поощрить. Дать ему немножечко «отмыться», что ли, от клейма конъюнктурщика.

Ясно, что в «Отморозках» Серебренникова юные люди в тёмном будут всю дорогу что-то мрачно кричать. Я в принципе ничего не имею против парней в тёмном.

Вот, в Студии театрального мастерства С. Женовача, в новом спектакле по Достоевскому «Брат Иван Фёдорович», также действуют юные люди в тёмном. Но они не орут, а ласково шепчут текст Достоевского.

Исходя из этого, само собой разумеется, на «Маску» их хоть и выдвинули, но предпочли «Отморозков» – за новаторство.

Новаторство это мнимое, поддельное, конъюнктурное. Между Сурковым и Прилепиным имеется глубокое родство, и в случае если поменять их местами, сделав Прилепина главой, а Суркова революционером, вряд ли что очень сильно изменится в русской культуре.

А в том месте, во глубине России – в том месте вековая тишина?

На сегодня фестиваль пьес «Золотой маски» для многих провинциальных театров – единственная возможность продемонстрировать собственное творчество в столице. Это подмена!

При развитой и грамотной культурной политике такая возможность должна быть неизменно. И без всякой «Маски». «Маска» отслеживает обстановку в Москве, и не более того.

В то время, когда столичные специалисты приезжают в другие города, они привозят в том направлении собственные критерии отбора, собственные вкусы – время от времени очень своеобразные.

То, что завлекает внимание «продвинутой» столичной публики, – обычно не требуется, неинтересно, неясно в провинции. Столичная мода портит провинцию, заставляет её нервничать и крутиться – думая не о публике, не о настоящем мастерстве.

А о том, что «носят в этом сезоне», за что дают «маски», что поощряют.

Но театральная Российская Федерация не обязана во всём равняться на Москву. В столице имеется красивые образцы театра. И большое количество «пены дней», безлюдного кривлянья, недорогой конъюнктуры.

Провинциальной театральной России нужна вторая премия. Пускай бы Москва покинула себе «Золотую маску» как столичную премию, а провинциальная Российская Федерация создала бы премию новую.

И номинировала на неё как возможно больше хороших работ, и они имели бы возможность показаться в столицах.

Если бы Сбербанк такое спонсировал, на это я ещё имела возможность бы дать согласие. Хоть польза была бы для гениальных русских людей, продолжающих в провинции великое дело русского театра без медийного трезвона, без неистовых денег, без славословий.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

В Российской Федерации НЕТ ЕДИНСТВА!


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: