Остров пасхи, америка и генетика

Палеогенетик Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz) из Калифорнийского университета в Санта-его коллеги и Круз опубликовали изучение геномов жителей острова Пасхи, живших до открытия острова европейцами. Полученные результаты опровергают догадку о возможности контактов древних жителей Южной Америки с островом Пасхи в доевропейскую эру.

Остров пасхи, америка и генетика

Аху Тонгарики на острове Пасхи. 15 статуй-моаи,

восстановленных в девяностых

© Wikimedia Commons

Мысль о возможности путешествий древних обитателей Южной Америки к островам Полинезии появлялась у различных ученых много раз. В радикальной форме она звучала как догадка об американском происхождении полинезийцев.

В умеренной – как догадка о древних культурных контактов этих двух регионов. В любом случае в фокусе внимания в большинстве случаев появился остров Пасхи – крайняя восточная точка огромного мнимого треугольника, в который заключена Полинезия.

Расстояние между южноамериканским побережьем и островом образовывает 3514 километров.

Радикальную догадку ни при каких обстоятельствах не принимали особенно без шуток. Через чур громадны были доказательства, что заселение Океании шло из Азии, а не из Америки.

В пользу этого говорили археологические находки и этнографические эти. на данный момент историки по большей части обсуждают последовательность миграций будущих океанийцев по островам и их хронологию, не сомневаясь в том, что они пришли из Азии.

Лингвистическое изучение языков Океании также подтверждало азиатское происхождение океанийцев. Все языки Полинезии демонстрируют достаточно явное родство и входят в огромную австронезийскую языковую семью.

Прародина данной семьи, очень возможно, пребывала на острове Тайвань. Не выясняется исключений и рапануйский язык – язык аборигенов острова Пасхи.

Он входит в полинезийскую группу австронезийской семьи языков, а самый близок к нему мангареванский язык, применяемый на острове Мангарева в восточной части архипелага Туамоту. У этих языков сходится практически 80 % словаря.

Хорошо знают рапануйцы и носителей вторых полинезийских языков: таитянского, тонганского, гавайского, маори. В то время, когда Джеймс Кук посетил остров во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века, пребывающий на его корабле полинезиец Хитихити, родом с острова Бора-Бора, имел возможность общаться с местными обитателями.

А вот для умеренного варианта догадки о древних американо-полинезийских связях у энтузиастов постоянно находились какие-нибудь подтверждающие факты, что не разрешало откинуть эту версию совсем. Самым весомым их аргументом был батат – съедобное растение, которое обширно употреблялось полинезийцами еще до появления в их регионе европейских мореплавателей.

Радиоуглеродное датирование остатков батата, обнаруженных островах Кука, продемонстрировало, что он рос до 1000 года. Так как отчизна батата – Южная Америка, он должен быть в какой-то момент завезен на остров Пасхи, или южноамериканскими народами, совершившими далекое путешествие, или самими полинезийцами, что достигли Южной Америки, а позже возвратились назад.

Еще одно наблюдение было сделано в 2008 году при изучении одной перуанской мумии. Оказалось, что древесная смола, использованная при бальзамировании, в собственности разновидности араукарии, распространенной в Океании и на Новой Гвинее. самой мумии и Датирование смолы продемонстрировало, что они имеют однообразный возраст и относятся приблизительно к 1200 году.

Вспоминают и Гомес и небольшой-островок-Сала, лежащий в 3220 километрах западнее американского побережья и в 391 километрах к востоку от острова Пасхи. Полинезийское наименование этого острова Ману-Мото-Мотиро-Хива переводится как «птичий остров на половине пути к почва», что показывает на то, что Южная Америка была известна полинезийцам.

К тому же словом Хива они именовали еще и собственную легендарную прародину.

Самый известно широкой публике путешествие команды «Кон-Тики» во второй половине 40-ых годов двадцатого века из перуанского порта Кальяо до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Организатор этого плавания Тур Хейердал был энтузиастом американо-полинезийской догадки в самом радикальном ее варианте.

Путешествие «Кон-Тики» подтвердило возможность успехи полинезийских островов обитателями Южной Америки в древности, но не имело возможности доказать, что это вправду случилось. Приверженцы противоположной догадки также устраивали плавания на реконструированных древних судах.

К примеру, во второй половине 90-ых годов двадцатого века гавайское каноэ «Хокулеа» преодолело путь от острова Мангарева до острова Пасхи за 19 дней.

Еще один след американского влияния пробуют заметить в преданиях острова Пасхи, где говорилось, что на острове жили два народа ханау-ээпе, что переводится как «длинноухие» либо «толстые», и ханау-момоко «короткоухие» либо «худые». Между ними случилась война, в которой победителями стали ханау-момоко.

Тур Хейердал полагал, что ханау-ээпе первенствовали поселенцами на прибыли и острове они из Южной Америки, а ханау-момоко показались в том месте позднее, принадлежали к полинейзийским народам, а происходили, по версии Хейердала, с тихоокеанского побережья Северной Америки. Современные исследователи видят в ханау-ээпе и ханау-момоко либо две различных группы полинезийцев, прибывших на остров Пасхи независимо, либо представителями двух кланов, либо двух социальных групп местных жителей, либо же вычисляют эту историю вовсе мифом, не имевшим настоящей исторической базы.

В некоторых предлагаемых сценариях древних американо-полинезийских контактов ключевую роль играется не остров Пасхи. Так, по одной из предположений, виделись между собой обитатели Гавайских островов и чумаши – индейский народ из южной Калифорнии.

Версия основана на сходстве конструкции томолов – классических лодок у чумашей – с каноэ, употреблявшимися на Гавайях. Кроме того чумашское слово tomolo’o, обозначающее эти лодки, выяснилось схожим с гавайским термином kumula’au, обозначающим бревна, каковые идут на изготовление досок для обшивки каноэ.

Но большая часть историков отрицают возможность для того чтобы влияния, показывая, что самостоятельно развитие традиции постройки томолов прекрасно прослеживается по археологическим данным.

В 2007 году ученые поведали о находке в Чили на территории, заселенной народом мапуче, куриных костей, датированных 1304 – 1424 годами, другими словами до прибытия в Южную Америку испанцев. Генетическое изучение тогда продемонстрировало сходство ДНК этих кур с курами, которых разводили обитатели островов Тонга и Самоа.

Но годом позднее в новом изучении данный вывод был опровергнут. Куры попали на юг Чили через Латинскую Америку и, в конечном итоге, из Европы.

Нидерландские лингвисты Виллем Аделар (Willem Adelaar) и Питер Мёйскен (Pieter Muysken) высказали предположение, что два слова смогут указывать на южноамериканцев и контакты полинезийцев. Одно из них – наименование уже упоминавшегося батата.

На языках кечуа и аймара одно из его названий – k’umar либо k’umara, с ним возможно связано праполинезийское слово *kumala, которое отразилось в рапануйском kumara, гавайском ?uala и маорийском kumara. Второе слово свидетельствует каменный топор.

На рапануйском и на языке маори он именуется toki, кроме этого это слово звучит и на языке мапуче в Чили. Наряду с этим Аделар и Мёйскен выделяют, что их находки смогут свидетельствовать только о кратких контактах между народами, а не о каких-либо переселениях.

С 2000-х годов начались генетические изучения вероятных связей между народами южной Америки и Океании. Но результаты их были противоречивыми.

В 2004 году несколько исследователей не нашла связи между рапануйцами и южноамериканскими индейцами ни в митохондриальной ДНК, ни в Y-хромосоме, но нашла южноамериканские аллели у генов главного комплекса гистосовместимости рапануйцев. В работе 2010 года генетические эти подтверждали происхождение населений украины из Восточной Азии.

В 2014 году в издании Current Biology была опубликована статья, где анализировались геномы 27 современных рапануйцев по более 650 тысячам однонуклеотидных полиморфизмов. Авторы изучения заключили , что около 8 % ДНК рапануйцев были взяты от южноамериканских индейцев.

Наряду с этим цепочки ДНК южноамериканского происхождения были относительно малой длины, что сказало о давешних контактах. Расчеты показывали, что встреча рапануйцев и индейцев должна была произойти 19 поколений назад, между 1280 и 1495 годами.

Еще одно изучение 2016 года, где наровне с современными геномами анализировалась старая ДНК трех обитателей архипелага Вануату (возрастом 3100-2700 лет) и один обитателя Тонга (около 2700-2300 лет) подтвердило, что заселение Полинезии было начато из района Новой окрестных островов и Гвинеи.

В этом изучении, также размещённом в Current Biology, были использованы образцы старой ДНК, полученные из останков обитателей острова Пасхи, каковые были отысканы археологами в 1980-х годах. Из них трое жили в 1445-1624 годы, а двое – в 1815-1945 годах, другими словами уже по окончании контактов с европейцами.

Ларс Ферен-Шмитц и его сотрудники проанализировали как митохондриальный, так и ядерный геном. И в том и другом случае следов южноамериканских генов отыскать не удалось у древних рапануйцев.

Гены первых троих рапануйцев говорят об их связях с обитателями Восточной Азии и в меньшей степени – с папуасскими народами Новой Гвинеи. А вот гены тех, кто жил в XIX – XX веке, отражают сообщение кроме этого с южноамериканцами и европейцами, но это совсем не то, что хотелось бы услышать приверженцам догадки о ранних контактах.

Генетик Анна-Сапфо Маласпинас (Anna-Sapfo Malaspinas) из Университета Лозанны, которая управляла изучение 2014 года, подтвердившее возможность контактов, предложила свое объяснение новых результатов. Согласно ее точке зрения, люди, останки которых были изучены Ларсом Ферен-Шмитцем, жили, в то время, когда южноамериканские гены еще не распространились среди населения острова.

И более масштабное изучение древних останков должно распознать и следы южноамериканского генетическое наследия.

Ларс Ферен-Шмитц вычисляет в противном случае. В соответствии с его объяснению, маленькие цепочки южноамериканской ДНК попали к обитателям острова не ранее XVIII либо кроме того XIX века, в то время, когда на остров Пасхи стали систематично наведываться работорговцы из Южной Америки.

Потому, что на континенте смешения потомков европейцев с коренным населением началось еще в шестанадцатом веке, спустя три столетия южноамериканский след в ДНК именно принял вид, найденный в изучении 2014 года.

Источник: Максим Руссо polit.ru

Мозаика острова Пасхи. часть 2. — Запретные темы истории


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: