Праздник с древними корнями
Фестиваль «Ердынские игры», прошедший незадолго до в Ольхонском районе, стал шестым по счету за последние 17 лет с момента восстановления. За это время очень многое изменилось и в организации, и в изюминках проведения соревнований.
В лучшую сторону либо нет — решать участникам. Основное, что за это время неизменным остался дух самого праздника.
Игры уже не те?
Начало регулярной организации фестиваля в «нулевых» годах было огромным событием для публичной судьбы региона. Оно пришлось на волну замечательного восстановления бурятских культурных традиций, на протяжении которой власти содействовали росту национального самосознания: раскрывались культурные центры, проводились творческие фестивали.
Ердынские игры попали, что именуется, «в струю» — интерес к ним был таким огромным, что в дни их проведения из Иркутска и других больших городов Приангарья массово выезжали буряты. Популярные кафе бурятской кухни, да и простые позные, появились закрытыми — на дверях вывешивалось объявление «Не работает.
Все уехали на Ердынские игры».
Спустя полтора десятка лет обстановка изменилась. Закрытых из-за праздника кафе сейчас не отыщешь, да и особенного ажиотажа в больших городах не отмечается.
Нынешние Ердынские игры, проходящие раз в два года, в окрестностях и областном центре по большому счету массово не анонсировались.
Иное дело — исконно бурятские почвы, территория Усть-Ордынского Бурятского округа. Гостей праздника, ехавших из Иркутска, на автострадах «Иркутск—Качуг» и «Баяндай—Еланцы—Хужир» то и дело встречали огромные красочные баннеры с информацией о фестивале на двух языках (русском и бурятском).
Село Еланцы, находящееся в близи от места проведения мероприятия, в сутки открытия игр казалось полупустым: «А чего удивляться, все на празднике на данный момент», — пояснила продавец придорожного магазина. Закрытых кафе хоть и не наблюдалось, но в популярных у туристов трудящихся заведениях общепита тяжело было приобрести кое-какие блюда, в частности — сагудай. «Все самое вкусное увезли на праздник», — поясняли принимающие заказы официанты.
И в самом деле — на Ердынских играх участникам и гостям было чем утолить голод, большая часть поляны, на которой традиционно проводится фестиваль, была дана под импровизированные кафе, занявшие две громадных «улицы». Под навесами либо прямо на улицах на глазах зрителей жарили, парили, варили, резали разнообразные угощения.
Наряду с этим бурятские кушания — буузы, сагудай, хушуры — мирно соседствовали с интернациональным пловом, чебуреками и шашлыками.
Очир и Баирма Тугуловы приехали из Улан-Удэ. «Мы оба родом из этих мест, тут родственники, приятели. Игры — хороший предлог, дабы встретиться, обсудить новости, пообщаться.
Ездим уже четвертый раз, всегда видим трансформации», — говорят они.
«Вот вижу, что русских делается из года в год меньше. Раньше приезжали и из Иркутска, из Ангарска, из Братска. А на данный момент русские — это или те, кто имеет отношение к организаторам, или журналисты, или немногие местные.
Тех, кто намерено едет издали, — очень мало. Не смотря на то, что вот чужестранцев-туристов с каждым разом прибавляется.
Но все равно получается, что мы тут наедине со собственными традициями, историей. Хочется, дабы эти вещи распространялись шире в отечественном обществе», — высказывает пожелание Очир.
Его поддерживает и Баирма. «С одной стороны, заметно, что делается больше порядка. Каждому тут отведена собственная площадка, все четко, по расписанию, прекрасно организовано.
Дорогу эту грунтовую, которая от главной автострады отходит, в первый раз за долгие годы перед праздником хоть в порядок привели. Заметно, что грейдер прошел, дорогу чем-то увлажнили намерено — ехать приятно, пыли нет.
Порядок на парковке, на празднике пьяных не заметно, большое количество милиции, — перечисляет она трансформации к лучшему. — Иначе, стало больше формализованности. Простые девушки и деревенские парни ни за что не попадут на фестиваль, дабы продемонстрировать силу либо красоту. взглянуть — на состязаниях выступают лишь специалисты.
А места для любителей не нашлось, это неправильно. Неправильно да и то, что исконно бурятский праздник внезапно кто-то решил сделать интернациональным: кличут монголов, якутов.
Мы родственные народы, у нас имеется неспециализированные праздничные дни, но давайте сделаем для каждого что-то собственный, не будем все обобщать через интернационал».
Духу фестиваля уступил официоз
Вправду, осознать претензии простых гостей игр возможно — фестиваль, изначально бурятский, все больше делается интернациональным и формализованным мероприятием. В сутки открытия театрализованное представление включало в себя пляски и песни не только бурят, но и по большому счету всех населений украины.
Помимо этого, в программе чисто культурного события внезапно появилась некая «деловая часть», на протяжении которой обсудили концепцию развития игр до 2030 года и проекты в сфере духовного и физического развития, искусств и культуры.
Наряду с этим первый сутки фестиваля был небогат на визита VIP-гостей, главными из которых были депутаты Законодательного собрания региона, помощник примьер-министра Валентина Вобликова, глава администрации УОБО Марина Иванова, начальники муниципалитетов.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко вместе с влиятельными госслужащими из республик якутия и Бурятия побывал лишь на закрытии игр.
«Понимаете, удачи и проколы организационных моментов — это все не имеет значение. Основное, что сохраняется дух места, дух игр.
Самое замечательное по энергетике — это шаманские обряды и, конечно же, массовый обход горы Ехэ-Ерд, самое зрелищное — конкурс бурятских соревнования и красавиц богатырей. Пускай отечественные традиции сохраняются и дальше, этому никакая бюрократия не помешает, — очертя голову говорит Салтанова и постоянная участница фестиваля. — Как раз за данной замечательной энергией я ко мне и приезжаю любой раз, в обязательном порядке буду тут и еще через два года».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Пасха. Пять фактов о происхождении христианской Пасхи.