Происхождение китайских иероглифов
Китайская иероглифика есть одним из старейших видов письменности в мире. Помимо этого, это единственная иероглифическая письменность, которая была изобретена в древности и сохранилась до наших дней.
Письменность вторых древних цивилизаций на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Центральной Америке, не сохранилась, от нее остались лишь немногие фрагменты.
на данный момент не существует единой точки зрения о эволюции и происхождении китайской письменности. Но, в большинстве случаев, лингвисты и историки склонны разглядывать зарождение письменности в Китае с двух позиций: мифологической и научной.
Мифологическое объяснение происхождения иероглифов
Китайская иероглифическая письменность, как великое культурное достояние Поднебесной, постоянно ассоциировалась в сознании китайцев с заслугами определенного исторического лица. Первые упоминания о классической китайской иероглифике возможно отыскать в мифических сказаниях о Фу Си, одном из основателей китайской культуры и создателе триграмм, и Шень-нуне, родоначальнике медицины и земледелия.
Китайские предания гласят, что Фу Си (правил в 2852 — 2737 г.г. до нэ), легендарный император Старого Китая и один из мифических Трех Владык, первый раскрыл содержание восьми триграмм (ба-гуа). Одним красивым днем, гуляя по берегу реки Хуанхэ (Желтая река), Фу Си заметил Великого Дракона, на чешуе которого были видны таинственные символы.
Позднее, он отразил эти знаки в известных нам восьми триграммах. Все они соответствуют определенным понятиям (небу, почва, воде, грому, ветру, огню, горе, водоему).
Триграммы, со своей стороны, образовали 64 гексаграммы, каковые стали фундаментом для Книги изменений (И-Цзин (??)).
Что касается Шэнь-нуня, то ученый-филолог Сюй Шэнь в собственном предисловии к словарю написал о нем: «В то время, когда Фу Си стал правителем Вселенной, он первым создал восемь триграмм, а Шэнь Нун для передачи приказаний и нужд правления пользовался узелками на шнурах».
Похожие высказывания кроме этого возможно заметить в «И-Цзине», у Лао Цзы и Чжуан Цзы, являющихся известными историческими личностями. Для записи событий люди завязывали узлы.
Для обозначения ответственного события употреблялся громадной узел, соответственно, мелкий узел воображал собой незначительное событие. Так, возможно считать, что Фу Си и Шэнь-Нун являются первыми создателями протоиероглифов, каковые являлись условными обозначениями настоящих предметов.
Потом, в мифе о развитии китайской иероглифики говорится о том, что официальный историограф известного Желтого Императора (Хуана Ди) Цан Цзе есть создателем сегодняшней китайской иероглифической письменности. Как гласит легенда, Цан Цзе в один раз заметил божество, на лице которого были необычные символы, напоминающие письмена.
Это и подтолкнуло Цан Цзе к созданию иероглифов.
Вторая версия легенды показывает, что на протяжении охоты Цан Цзе заметил черепаху, на панцире которой был высечен искусный узор с светло синий прожилками. Изучив структуру изображения, историограф заключил , что фигуры на панцире имели возможность иметь смысл и значение, исходя из этого посредством знаков люди имели возможность бы общаться между собой, и вести запись событий.
Цан Цзе продолжительно думал над этим, он искал возможности чтобы передавать и обрисовывать события. Его осенило, что для обозначения какого-либо явления и предмета не обязательно рисовать сам предмет, достаточно условного обозначения.
На базе наблюдений за поведением птиц, зверей, насекомых, рыб, размещением созвездий и звёзд, формой предметов и растений Цан Цзе создал письменные символы, каковые стали первыми китайскими иероглифами — цзы (?).
Наука о зарождении китайской иероглифики
Научный подход к изучению исторических явлений, само собой разумеется, не разрешает принять миф о создании Цан Цзе первых иероглифов как начало создания китайской иероглифики. развитие и Зарождение любой письменности проходит долгий этап эволюции, и она не может быть создана лишь одним человеком. В противном случае говоря, с научной точки зрения, китайские иероглифы создавались в течении всей китайской истории целым народом.
Быть может, Цан Цзе, как настоящая историческая личность, есть не создателем китайских иероглифов, а первым человеком, что смог собрать и упорядочить иероглифы, каковые уже существовали в то время по всему Китаю в хаотичном виде. Приверженцы этого подхода приводят косвенные доказательства, но, прямых свидетельств существования иероглифики в то далекое время так же, как и прежде нет.
Существуют свидетельства того, что протоиероглифы уже существовали более 6 000 лет назад. Уже во второй половине XX века разные виды надписей были обнаружены на глиняной посуде в разных местах Китая, в Баньпо около Сианя, а также в городе Хуалоцзы провинции Чан’ань.
Эти символы имели порядок и определённую закономерность. По собственному графическому написанию они напоминали ранние китайские иероглифы.
Многие китайские ученые склоняются к тому, что история китайской иероглифики насчитывает более 6 000 лет.
На данный момент существует огромное количество археологических находок, каковые говорят о том, что происхождение китайских иероглифов собственными корнями уходит в далекое прошлое. К примеру, сравнительно не так давно археологи нашли черепашьи панцири с надписями, датируемыми 6600-6200 гг. до н.э., в Цзяху провинции Хэнань.
В городе Дамайди области Нинся были отысканы искусно вырезанные символы на горах, каковые датируют 6000-5000 гг. до н.э.
Источник: old.archeo-news.ru
Синсинь Чэнь — История китайской письменности