Против течения

Против течения

Спектакль «1900» продолжается недолго, полтора часа, и доставляет искушенному зрителю море наслаждения. Не считая группы музыкантов и самого Олега Меньшикова, таящихся в глубине, на сцене нет никого, что радует всех, кто не забывает прошлые пьесы «Театрального товарищества Олега Меньшикова» – «Горе от ума», «Игроков» и «Кухню».

Великий артист, по моему скромному точке зрения, не может руководить своим театральным коллективом и почему-то окружает себя бесцветными, неодаренными людьми.

Но за собственный талант он отвечать может – новая постановка с его участием уникальна, свежа, ничем не напоминает прошлые работы и очевидно идет «против течения». Против того, что «принято носить» в этом театральном сезоне.

В ней кроме того имеется некий вызов собственному времени, тем современникам, что как-то уж через чур легко приняли все правила неинтересной корыстной игры в судьбу.

Пьеса повествует о необычной жизни необычного человека. Она выстроена как рассказ музыканта-трубача, до Второй мировой игравшегося на пароходе, курсирующем между Америкой и Европой, о собственном очень способном приятеле пианисте по имени «1900» (по-итальянски – «новеченто»).

Малютку-подкидыша нашли на корабле, позже обнаружилось, что он может потрясающе играть на пианино, нигде не обучаясь. Всю собственную жизнь отечественный «1900» проводит на море, качаясь на волнах и удивляя пассажиров своим мастерством, взявшимся словно бы бы ниоткуда, из глубин самого океана.

Ни при каких обстоятельствах, ни разу в жизни пианист не сходил с корабля и, разумеется, в итоге, решил и умереть вместе с ним.

Спектакль Меньшикова очевидно двухслоен. В первом слое, намерено ярком, занимательном, практически эстрадном, актер играется совсем понятную зрителям историю. Он нарочито, практически карикатурно перевоплощается в персонажей – жителей корабля.

Шикарно пританцовывает, великолепно напевает и щегольски обыгрывает костюмчики тридцатых годов ХХ века. Пересыпает обращение солёными шуточками и грубоватыми словечками. Показывает зрелое, уверенное мастерство актера, полностью обладающего собой.

В этом, внешнем, слое спектакля, все ясно, забавно, смешно и бессмысленно, как в любом шоу. Меньшиков словно бы специально показывает собственный мастерство, дабы после этого выкинуть его, отмести, выбросить, как конфетный фантик.

Все это бред, ерунда, вздор – и дешёвка, дешёвка и ерунда практически вся людская судьба, не считая запрятанной в человека маленькой тайны. Эта тайна чем-то родственна морю и музыке, ее не сформулируешь в словах, и здесь-то и начинается самый главный, второй, слой спектакля.

Один из немногих в собственном поколении Меньшиков может передать сложность и красоту внутреннего мира человека. И в этом моноспектакле за щедрым слоем эстрадной «живописи» прячется ласковый, прекрасный, узкий этюд о человеке, что прожил настоящую судьбу «в себя».

Без исторического времени, без общества, без семьи. Тут Олег Меньшиков на уникальность откровенен, открыт залу.

Он сперва лишь намекает о храбрец, ведя рассказ от лица его приятеля, и только ближе к концу сам делается им – человеком, сбежавшим от судьбы в музыку и море. Это трагедия и победа, страданье и радость, несчастье и счастье в один момент.

Так как жизнь отечественного «1900», при всей красоте и чистоте, все-таки бесплотна и бесплодна. Отрекаясь от пошлости судьбы, он вместе с пошлостью миновал и саму жизнь

Простодушный зритель весело реагирует на то, как Олег Меньшиков переодевается в различные костюмы, смеётся и танцует. Зритель более умелый осознаёт, как тонко и умно увеличиваются, чередуясь в необычном танце, паузы, вздохи, печальные взоры, мгновения безжалостной искренности, и как закономерно наступает трагиромантический финал.

В то время, когда храбреца накроют эффектные волны из тёмного полиэтилена, и он провалится сквозь землю легко и бесследно, как и жил.

Вот, возможно сообщить, последний приют романтизма! Олег Меньшиков, вопреки всему, сопротивляется собственному времени.

Не желает, чтобы на человеке проставили цену, перевоплотили в марионетку. Настаивает на праве индивидуума убежать от законов общества, скрыться в волнах собственной души, проскользнуть куда-то между нот и прожить жизнь по законам джазовой композиции.

Данный ласковый, печальный, вечно обаятельный и несовершенный спектакль создан не коммерческой, а творческой потребностью актера.

Меньшиков нисколько не замкнут в самодовольном мастерстве. Он играется на удивление открыто, честно нервничает, желает быть осознанным.

Видно, что нет ничего, что прошло бесследно – творческие неудачи последних лет, мерзкие статьи в мерзких журнальчиках, ожесточённый ход времени. И вот актер желает объясниться с современниками, поведать о ответственном – о сущности судьбы, которая вне выгоды и пользы, вне банальностей а также вне законов общества, но в том, что неизъяснимо.

Как блик солнца в морской воде. Либо очень способная музыка.

Как любое романтическое произведение, спектакль Олега Меньшикова «1900» осознают и оценят не все. Но те, кому данный изысканный этюд попадет в душу, останутся ему верны навеки – такова уж злостная красота романтизма.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ


Читайте также: