Раз пошла я в гоголь-центр

Раз пошла я в гоголь-центр

Кончается август, и не так долго осталось ждать откроются для зрителя в новом сезоне двери разнообразных театров. Их у нас так же, как и прежде в изобилии, но сейчас мне хотелось бы отыскать в памяти одно сильное театральное чувство прошлого сезона – от визита «Гоголь-центра» под управлением Кирилла Серебренникова.

Тем более в августе исполнилось ровно четыре года, как был расформирован Столичный театр имени Гоголя и на его месте появилось новое, современное и вечно прогрессивное (если доверять прессе) явление. Вот данный самый «Гоголь-центр» на улице Казакова.

В «Гоголь-центр» я попала сверхъестественно несложным образом: приобрела билет в кассе театра перед спектаклем (первый ряд амфитеатра, 1000 руб.). До сих пор ни один спектакль Серебренникова ни в МХТ, ни в «Современнике» меня не увлёк, так что, думаю, тревожить людей из чуждого мира?

Выбрала я «Мёртвые души» по Гоголю, а что ж ещё наблюдать в центре его имени. Выяснилось, пьесы в оазисе прогресса начинаются не в 19 часов, а в 20 либо кроме того в 20:30.

Было время побродить по фойе, взглянуть на людей.

Лёгкое, яркое, современное пространство – стулья и деревянные столы, кирпичная кладка стен, то оштукатуренных, то нет, на них написаны изречения великих режиссёров – Станиславского, Васильева. Стеллажи с книгами – книги, по большей части хороших советских писателей.

Ничего ядовитого, никаких тебе Жанов Жене. Забрала томик Радия Погодина и совершила два часа до спектакля в полном наслаждении.

Другими словами если бы не спектакль, я бы просто не уходила из этого «Гоголь-центра». Но два часа на спектакле произвели прямо противоположное чувство.

Это (спектакль) выяснилось не сильный звеном в производстве «Гоголь-центром» современности.

Кирилл Серебренников – вечно расширяющаяся вселенная – не только создатель инсценировки «Мёртвых душ», но и живописец-постановщик, и живописец по костюмам. Само собой разумеется, на очереди освоение им деятельности композитора, сольная актёрская карьера и для увенчания строения тотального самовыражения – написание рецензий на личные пьесы.

Как живописец он до тех пор пока что не потрясает оригинальностью – на сцене выстроена коробочка для игры, слева в глубине – вешалка для скромных костюмов неяркой расцветки (пиджаки, халаты), справа прорезь типа окна, на сцене – стулья и столы, ещё присутствуют автомобильные шины, применяемые для иллюстрации известного гоголевского беседы о колёсах(доедет колесо – не доедет). Представление разыгрывается чисто мужским составом.

Воздействие этих «Мёртвых душ» происходит не то на другой планете, не то в некоем отдалённом/неотдалённом будущем. В то время, когда в начале игры Чичиков (простой юноша с портфелем, менеджер среднего звена) попадает к Манилову, его встречает нетрадиционная семья – супруга Манилова, усатая и бородатая, в парике с косами, типа Кончиты Вурст, и двое не очень приятно копошащихся великовозрастных дегенератов (детей Манилова).

Согласитесь, пока что такая семья в русском мире не есть обыденностью. Потом Чичиков встречает Коробочку. Это мужчина-«тётенька» в своеобразном смысле слова (другими словами пожилой нетрадиционный).

При нём состоит целая свита таких же «тётенек», горбатых, хромых, кривых, с вывернутыми вовнутрь коленками.

Потом по сюжету – а персонажи прилежно барабанят гоголевский текст – должен быть Ноздрёв. Ну, думаю, как Ноздрёва-то обработает режиссёр, Ноздрёв-то помой-му простой юноша. Ага, простой! Он же всё время о псах говорит.

Вот и появляются «собаки» – шестеро обнажённых до пояса типчиков, на четвереньках, в беретках, в шипастых ошейниках и на поводке у Ноздрёва. Ясно, что это за «собаки».

Садо-мазо, по всей видимости, практикует отечественный Ноздрёв. Собакевич? Это бравый отставник из органов, по крайней мере лампу в лицо Чичикова направляет как следователь, и на всех «крестьян» у него сшиты солидные дела.

Причём супруга у Собакевича также типа Кончиты Вурст. На данной планете и отставники В том же направлении!

Плюшкин? Также «тётенька», лишь совсем дряхлая, увешанная полиэтиленовыми пакетами

Иногда у микрофона слева артисты выполняют мелодекламации А. Маноцкова на тексты Гоголя. Гоголевское слово в спектакле не искажено, не переписано – но полностью мертво.

Необычный эффект: кроме того самые блистательные пассажи автора воспринимаются как «гур-гур», тщетный комплект слов.

Я видела, как на лицах зрителей, пришедших заметить новый современный прогрессивный театр, неспешно меркла надежда. Перед ними был не новый и прогрессивный, но легко весьма нехороший театр – обычное «раскрашивание текста» трюками.

Трюки вправду уникальны – ещё никто не додумался до садиста Ноздрёва с псами либо жены Манилова – Кончиты Вурст.

Извращённый мёртвый мир второй планеты (либо отечественного отдалённого/неотдалённого будущего) не имел никакой эстетической, чувственной либо другой привлекательности и никак не сообщался с миром Гоголя. Актёры ничего не показывали в зал, лишь иллюстрировали режиссёрские ответы.

На это представление хватило бы 10–15 мин., но два часа без перерыва – перебор. Зрители негромко, безрадостно стали утекать по окончании мин. сорока, без всякого бешенства. На их вежливых поясницах как будто бы было написано – «благодарю, было весьма интересно, легко весьма душно, и мы ничего не осознали, простите»

Куда лучше вариант: пришли зрители в зал – а им показывают «Мёртвые души», ветхий телеспектакль А. Белинского, с И. Горбачёвым, О. Басилашвили и умопомрачительным Павлом Луспекаевым в роли Ноздрёва. Позже дискуссия.

Позже спели бы чего-нибудь, хоть того же Маноцкова. По большому счету обиженных бы не было.

Для чего пьесы «Гоголь-центру», их делал старомодный Сергей Яшин, начальник прошлого театра имени Гоголя, у него, как в прошлом веке, – артисты играли роли, живописцы оформляли сцену, и по большому счету росла вся эта театральная петрушка. Сейчас на повестке дня современность, а современный театр чем обязан различаться от несовременного?

Верно, упразднением всякого в том месте «профессионализма». А в противном случае как его, современный театр, отличишь-то?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

В «Гоголь-центре» прошла премьера «Мелких катастроф» Кирилла Серебренникова


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: