Рок и ракета гагарина
Принято вычислять, что рок-музыка появилась в Америке. Это не совсем так.
В действительности в 1961 г. рок-музыка показалась в один момент на всей планете благодаря замечательному энергетическому толчку, пришедшему из СССР.
12 апреля 1961 г. мир изменился: в истории началась космическая эра. Полёт Юрия Гагарина оказал большое влияние на настроения всей земли, поскольку сбылась многовековая мечта человечества: дотянуться до звёзд.
Почувствовав себя в самом центре прогресса, юные люди взялись за преображение собственного родного дома. Новое время потребовало новых песен, новых ритмов и новой музыки.
Узнаваемый французский музыкальный критик Жоклен Де Нобль писал в те годы: «По окончании полёта Гагарина всемирный эстраде, забуксовавшей и не отвечавшей требованиям собственной эры, необходимы были перемены, нужно было срочное переливание крови».
И новая музыка показалась. Обернувшись около собственной оси, юные люди нашли то, что искали: это был биг-бит, необыкновенная экспрессивная музыка, появившаяся под грохот ракетных двигателей.
С лета 1961 г. начинается отсчёт настоящего «битловского» времени, как раз тогда The Beatles в первый раз выступили в клубе «Cavern» («Пещера») в Ливерпуле.
В Лондоне Алексис Кёрнер создал «школу блюза», в которой собрал мальчишек, интересовавшихся новой необыкновенной музыкой в стиле ритм-энд-блюз. Через эту школу прошли Мик Джаггер и Кейт Ричардс, Роберт Плант и Джон Пол Джонс, Эрик Бёрдон и Джинджер Бейкер и многие другие.
Первая шведская рок-группа The Spotnicks показалась под влиянием полёта Юрия Гагарина
В Америке утвердила собственные позиции музыка соул. Особенная роль в её популяризации является собственностью фирмы из Детройта Tamla Motown.
Глава данной компании Бэрри Горди утверждал, что таково звучание юный Америки.
Тем же летом показался новый стиль музыки, названный «сёрф». Американская несколько The Beach Boys, придумавшая это направление рока, скоро стала известной благодаря темам собственных песен: спорт на открытом воздухе, сёрфинг, мотоциклы, встречи на пляже – в этом таился дух времени.
С 1961 г. начался авангардный джаз, каким мы его знаем. В осеннюю пору 1960 г. американский саксофонист Джон Колтрейн записал альбом, классический для 50-х годов, а уже летом 1961 г. он делает запись, слушая которую, осознаёшь – это уже совсем второе, это то, что позже характеризовало музыкальные 60-е годы.
С 1961 г. французы отсчитывают рождение собственной национальной рок-музыки. Её первенцем стал легендарный певец Джонни Холлидей.
Под влиянием полёта Гагарина в том же 1961 г. показалась первая рок-группа в Швеции. Она именовалась Spotnicks, а её участники выходили на сцену в скафандрах.
Кстати, основателем данной группы был Стиккан Андерсен, будущий продюсер легендарной группы ABBA. Первым громадным хитом The Spotnicks стала песня «The Rocket Man», которая есть не чем иным, как аранжированной в стиле сёрф популярной русской песней «Полюшко-поле».
1961 год – это год рождения стиля. В осеннюю пору 1960-го ещё не было ничего, и внезапно весной началась какая-то вторая эра. «Отправились!» – сообщил Гагарин, и тысячи юных музыкантов сочли эту фразу за взмах дирижёрской палочки и разом ударили по струнам гитар.
Как это ни страно, но возможно заявить, что рок-музыка взяла первый толчок как раз из нашей страны. А к нам эта энергетика возвратилась новыми прекрасными мелодиями.
СССР не остался в стороне от общего мирового потока. В 1961 г. в Риге гитарист и певец Валерий Сайнутдинов, более узнаваемый под прозвищем Сэйнтски, собрал самый первый в СССР рок-состав Revengers.
«Это было ново и весьма необычно, тем более что басист данной группы Зенон Янушко первым в Советском Альянсе забрал в руки бас-гитару, исходя из этого все ломанулись на это взглянуть, – вспоминает Юрий Петерсон, солист ансамблей «Радостные парни», «Пламя» и «Самоцветы», молодость собственную совершивший в Риге. – Струн для бас-гитары не было, и Зенону было нужно ставить струны от рояля, о каковые он в кровь стёр пальцы. Страно: у него кровь лилась потоком, заливая гитару, а он игрался, не обращая на это внимания!»
В 1963 г. первая бит-группа показалась и в Москве. Она именовалась «Братья», потому, что её основали братья Сергей и Аркадий Тимашовы и братья Владимир и Валерий Сиротские.
Создавать бэнды стало главным увлечением мальчишек середины 1960-х. Это было сродни тому, как в прошлые века дети, начитавшись «пиратских» романов, сбегали из дому, дабы отправиться в море открывать новые почвы.
Рок-н-ролл стал той же Terra Incognita, неизвестной почвой, красивой и страшной в один момент.
Поколение шестидесятников по большому счету уникально тем, что оно реализовывало собственную биографию как путешествие к неизвестному, как разведку боем: сперва ввяжемся в сражение – а в том месте посмотрим. Неоднократно бывало так, что отечественных инженеров приглашали в Центр управления полётами и говорили, что нужно придумать, как сделать так, дабы космическая автоматическая станция достигла, к примеру, Венеры и совершила на планете посадку, не сгорев в плотных слоях венерианской атмосферы.
Как это сделать? Никто этого не знал. «Но на то вы и инженеры-конструкторы! – говорили отечественным учёным в Центре управления полётами. – Вот и придумайте, как она обязана лететь»!
И они придумывали.
Рок-музыка показалась на свет также благодаря драйву технической мысли. Возможно заявить, что рок – это дитя научно-технической революции.
Гитара тогда стала знаком НТР, а биг-бит – знаком времени, свидетельством того, что те, кто его выполнял и слушал, шли рука об руку с последними достижениями науки и техники, поскольку и сама эта музыка стала вероятна лишь благодаря изобретению замечательных усилителей, каковые, со своей стороны, поменяли музыки и контуры, и самого времени.
В 60-е годы по всей стране, как дивные цветы, распускались бит-группы, выполнявшие необыкновенную, неслыханную доселе музыку. В каждом доме, в каждом подъезде тогда существовала собственная рок-группа, и любой уважающий себя юноша должен был мочь играть на гитаре.
«в один раз я услышал из окна на пятом этаже моего дома в Раменках, как Валера Беспалов, будущий участник ВИА «Радостные парни», пел во дворе битловскую песню «I Schould Have Knows Better», собрав около себя кучу девчонок, – вспоминает Вячеслав Малежик. – Мой сосед Юра Давыдов, будущий начальник ансамбля «Мастера», также начал играть на гитаре Битлов, и около него тут же скустились девчонки. И это – Юрка Давыдов, что ещё сравнительно не так давно с открытым ртом наблюдал, как я играюсь на баяне! Вот тогда я и поразмыслил: «Да я же могу не хуже!» Я забрал в руки гитару, а Юра Давыдов продемонстрировал мне пара аккордов»
Из-за чего эта музыка стала так популярна у нас?
По свидетельству современников, в конце 50-х – начале 60-х годов в советском обществе бурлила жажда романтики и героизма. Во-первых, мы победили в громадной войне, вернули хозяйство, снова выстроили уничтоженные войной города и сёла.
Во-вторых, мы запустили первый неестественный спутник Почвы, в чём опередили американцев. И первый человек, взлетевший к звёздам, также был отечественным русским юношей.
В то время, когда человеку удаётся раз за разом, с каждым годом удачно преодолевать негативные обстановки, то, как вычисляют кое-какие психологи, у него появляется аддикция, другими словами героизм входит в привычку и человек начинает испытывать неодолимую потребность в таком образе действий. Опыт успеха часто приводит к тяге к героизму.
Довольно часто случается так, что люди «подсаживаются» на героизм. В 50-е и 60-е годы на героизм подсела вся страна.
А рок-музыка, казалось, была до краёв наполнена героизмом и романтикой.
В 60-е годы в СССР рок-музыка не была андерграундом в привычном понимании этого слова. Бит-группы играли на студенческих танцах и институтских праздниках, озвучивали кавээны, они были любимы студентами, холились и лелеялись администрацией институтов.
Более того: актуальными современными ритмами был наполнен целый коммунистический теле- и радиоэфир. И под эти ритмы делались научные открытия, создавались и лучшие в мире ракеты, и самолёты, а кроме того в области электронно-вычислительной техники СССР тогда существенно опережал Америку.
Но по окончании Пражских событий 1968 года властные старики решили убрать рок-музыку из повседневной судьбы страны. В итоге, как ни парадоксально, научная революция сперва замедлилась, а после этого и вовсе забуксовала. Наступил застой.
Само собой разумеется, чуть ли застой начался оттого, что была запрещена рок-музыка. Но музыка – это неизменно дыхание времени, недаром так как Булат Окуджава написал: «Любой пишет, как он слышит, любой слышит, как он дышит» В то время, когда ритмы замедлились, то катастрофически замедлилось и дыхание всей страны.
Сейчас, в то время, когда перед отечественной страной снова стоят революционные технические задачи, требуется, дабы власти снова вернули рок-музыку в официальный теле- и радиоэфир, по причине того, что под попсу великие научные открытия не делаются. Нужно бы постараться вернуть дыхание космической эры.
Рок-музыка снова придаст драйв технической мысли, и тогда снова в массовом порядке начнут появляться новые неповторимые научные изобретения, каковые разрешат отечественной стране сделать прорыв в будущее.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Тимати feat. Мот, Егор Крид, Скруджи, Наzима & Terry — Ракета (премьера видеоклипа, 2018)