Роман виктюк: в обществе нет необходимости в поэте
Это спектакль по пьесе Питера Куилтера «Несравненная!», основанный на настоящей истории певицы Флоренс Дженкинс, при отсутствии чувства и слуха ритма уверенной в собственной гениальности. Конечно, что беседа отечественного обозревателя началась как раз с грядущей премьеры.
Роман Григорьевич, героине Вашего нового спектакля не удалось забрать в жизни ни одной верной ноты. Чем заинтересовала вас история про артистку по сути морочившую всем голову?
— А у нас что происходит на данный момент в обществе? Разве не происходит ЭТО ЖЕ?
В то время, когда «творцы» открыто обманывают, собирают из различного, где лишь возможно забрать, и выдают за собственное, приговаривая, что это всё гениально!? И критика, принимая либо не принимая ЭТО, однако не определяет обмана словом, которое так легко сказать…
Для меня принципиально важно второе: великий Энрико Карузо думал, что она великая, и композиторы того времени, включая тех, кто занимался священикмузыкой (Флоренс Фостер Дженкинс, появившаяся в 1868 г., погибла только в 1944 г. Прим авт.).
На протяжении её пения часть публики открыто смеялась, вторая часть кричала «браво», а она пела , по причине того, что, по-видимому, в ней был тот самый священный пламя, что, как вычисляют философы, есть в любом творчестве главным. Если он имеется, все другое не имеет значения.
— И данный пламя даёт право на высказывание кроме того человеку, лишенному таланта?
— Таковой человек в праве на собственное отношение к судьбе, к музыке, в этом случае — право восторга и понимания музыки перед ней. По причине того, что для Дженкинс, которая пела со сцены все вердиевские арии, Верди был композиторомсвятыней
— Каковым Верди есть и для Вас
— Прекрасно, как и для меня (радуется). Но ни при каких обстоятельствах никто не посмел осмеивать её отношения к профессии и к миру, её отношения к музыке!
У неё был настоящий восхищение от тех нот, каковые она пела неправильно! Я уверен, что внутренним слухом она слышала все ноты.
Она была совершенно верно ребёнок — всё пропевала в. И я такой же в: пропеваю совсем совершенно верно, верно, но в то время, когда кто-то садится за инструмент и нужно петь вслух, я начинаю сомневаться не забываю, как это происходило в ГИТИСе, в то время, когда Галина Рождественская, тётя великого дирижера Геннадия Николаевича Рождественского со мной занималась. Это было у них дома, а дом был Громадного театра, и рядом жил превосходный дирижер Кондрашин — и не только он.
Летом были открыты окна, и я с немыслимой уверенностью пел все партии драматического тенора. И во все верхние ноты не попадал, но неистово их кричал и был уверен, что моя энергия жажды пропеть эту ноту уже имеется нота.
А соседи звонили моей наставнице и говорили: «Закройте, прошу вас, окно», а она сказала: «Я не посмею. Вы запоминайте фамилию того, кто так поёт» Наряду с этим Рождественская постоянно пела со мной и пела верно, но кроме того наряду с этим моя неверная неистовость пересиливала правильность её нот на данный момент я осознаю, что она была очень способным педагогом.
— Но Вы же не стали оперным певцом и не вынуждаете публику слушать собственное пение «мимо нот»
— Понимаете, в то время, когда Флоренс Дженкинс попала в автомобильную трагедию, она внезапно смогла забрать верхнюю фа. Так она вместо того, дабы подавать в суд на виновного в аварии человека, послала ему бутылку шампанского, коробку сигар и ещё что-то, по причине того, что была радостна овладеть совсем новой нотой.
Тут вопрос не в обмане, не в глупости, а лишь в отношении к служению мастерству и, снова-таки, пламя священный. Сейчас, наряду с этим цинизме, при откровенной наглости (и ещё прикрываются постмодернизмом либо вторыми словами!), открыто потакают хаосу, это и имеется настоящее отсутствие мастерства.
Это значительно ужаснее. Сейчас, в то время, когда место Поэта вольно, страшен кроме того не данный факт, в противном случае, что в обществе нет кроме того необходимости в Поэте. По причине того, что Поэт — это в первую очередь стиль, а стиль — это аристократизм духа.
То, в чём мы на данный момент пребываем, я именую «шоуцентризм». В то время, когда был Рублёв, был иконоцентризм, позже, в то время, когда были Пушкин, Достоевский — литературоцентризм, при переходе в век двадцатый у нас начался шоуцентризм — это центризм с хамским безудержным убеждением, что лишь он и деньги правят миром.
Не имеет значения, кто, как и для чего формирует шоу. Успех смогут сделать реклама, подкуп, обман, и они делают это так, как словно бы творят высокое мастерство, а все другие, кому это выгодно, в унисон подтверждают: «Да, это оно и имеется»…
— Значит, сейчас история Флоренс актуальнее некуда? А из-за чего снова даму играется мужчина, Дмитрий Бозин?
— Это весьма современная история. По пьесе Питера Куилтера спектакль был поставлен в Лондоне, позже в Нью-Йорке и имел немыслимый, фантастический успех. И шоуцентризм, о котором я вам сказал, не имел возможности не отразиться на постановках.
Эту роль игрались певицы — толстые женщины, каковые имитировали, что они поют не хорошо, иронизировали над оригиналом, становились прокурорами роли, вот в чём целый кошмар. И это было подножкой данной Френсис, утверждением, что она всё-таки была посредственна, а вот священный пламя из этих тел и из данной игры исчезал совсем.
И все постановки, каковые я знаю, были правдоподобными и одновременно лживыми, по причине того, что наряду с этим правдоподобии отсутствовало самое основное — пламя. И получалось, что их Дженкинс не несравненная, а просто подделка.
А Бозин может ощущать форму души того, кого он играется. Разумеется, это стало, в то время, когда он сыграл Рудольфа Нуреева, в то время, когда ему была дана душа Нуреева, которого он ни при каких обстоятельствах не видел в жизни.
В то время, когда на спектакль пришла Ирина Антонова, занимавший ранее пост директора музея имени Пушкина, которая знала Нуреева, она сидела и плакала, приговаривая «Я не осознаю, как это!», по причине того, что были моменты, в то время, когда Дима был «один в один» Нуреев.
— Но скопировать пластику возможно, а вот отсутствие либо наличие музыкального слуха нереально!
— Да, в пьесе это именуется «самая нехорошая певица в мире»: у Дженкинс не было эмоции ритма, она не попадала в ноты, в студийной записи ей были не серьёзны проверка микрофонов, звучание — всё, что технически делается часами. Она приходила, пела невпопад, записывала и сказала: «Гениально.
Я ни одной ноты переписывать не буду».
— У неё было музыкальное образование?
— Само собой разумеется! Она и пианистка была хорошая, грамотный человек, но феномен-то не в образовании, а в немыслимой убеждённости в собственной гениальности. Говорят, в медицине имеется термин, определяющий такое состояние, термин, подтверждающий психологическую заболевание
— Да, «эффект Даннинга-Крюгера», но имеется и термин «психотерапевтическое программирование» — это, в то время, когда проговаривая обстановку либо вывод о себе, закрепляешь его, проигрываешь данный сценарий в жизни
— Но у неё была настоящая установка на образцы хорошего пения. А признание её самим Карузо, корзины цветов от поклонников? Она грезила спеть в Карнеги-холле, и в первой половине 40-ых годов XX века за месяц до смерти на это отправилась.
Все билеты были распроданы вмиг, попасть в том направлении было нереально Критика была в восхищении, в зале смеялись, а она сказала: «Это невежество. Они не ощущают музыки».
— Неужто она не испытывала неприязни к толпе?
— Боже упаси! Но в пьесе имеется враждебный человек от имени музыки «с маленькой буквы», что выходит из зрительного зала и требует, дабы Френсис по большому счету прекратила петь, пробует остановить её, как зло в мире музыки, пробует взять на себя «святые» функции
— Но так ктото имел возможность Пикассо либо Моне рисовать запретить
— Это вы верно рассказываете. «Тёмный квадрат» люди озвучивают: «Это и я так нарисовать могу!» Но не знают либо не подозревают, что в каждом мазке данной тёмной краски имеется та космическая энергия, которую постичь нереально.
— Как же выяснить наличие священного огня, данной грани, отличающей мастерство от подделки? Получается, что он отправная точка, мерило сокровищ.
— Вся беда в том, что данный пламя — это тайна, которая из отечественного сознания на данный момент уходит, вытесняется.
— Что же — финала из обмана и хаоса лжи в мастерстве нет?
— Сообщу вам умную вещь (радуется): у морей и рек имеется свойство к самоочищению, в то время, когда для этого не необходимы ни химикаты, ни технические приспособления. Реки за века накопили эту свойство, и нужна только вера, что наступит тот период, в то время, когда случится самоочищение. И неизменно имеется Друскин, что вынесет чемодан Хармса, дабы потомки оценили
— А где Ваш «чемодан»? Где Вам оптимальнее ?
— В том месте, где имеется доски сцены.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Роман Виктюк в гостях у Александра Малича — Неспящие 16 02 18