Русский рок – не экспортный товар!

Русский рок – не экспортный товар!

Гитара — знак рок-н-ролла

В.М.: АРТЕМИЙ, популярность рок-н-ролла в широких весах во многом была связана с протестом. В Советском Альянсе также?

А.Т.: В Америке, скажем, протест был замешан на религиозности, расовых вопросах, на сексе и деньгах. У нас рок-н-ролл выступал в протест совковости — жлобства, косности, несвободы, лицемерия.

В.М.: Но на данный момент ожидать для того чтобы кроме того от прошлых мятежников уже не приходится.

А.Т.: В случае если это относится таковой ветхой группы, как «Машина времени», и той бучи, которая разгорелась по окончании выступления на Красной площади 2 марта, — я считаю, напрасно на Макара катят телеги. На мой взор, он постоянно вёл себя честно.

В юности пел про «битву с дураками», позднее — песни взрослого, в полной мере довольного судьбой человека. Сейчас он заслуженный и обожаемый властями артист.

Ю.В.: Сравнительно не так давно мы говорили с Андреем, он так и сообщил — мы постоянно старались быть честными… Сейчас к вопросу о рок-н-ролле: что это за зверь в твоем понимании?

А.Т.: Думается, все интуитивно знают, что это такое. Но вот дать четкое определение — нереально.

Я считаю, рок-н-ролл — прежде всего музыка определенного энергетического состояния.

Ю.В.: Гитара тут необходима?

А.Т.: Вовсе нет. Знаю пара примеров западных классных групп, где не было гитар.

Но необходим определенный ритм и «электрический» саунд. Заберём тех же «Дорз». У них гитара — на вторых ролях.

Но Рэй Манзарек на клавишных выдавал таковой рок-н-ролл!

Ю.В.: Как мне известно, с рок-н-роллом ты познакомился еще в школе…

А.Т.: В 63-м году моих своих родителей послали в командировку в Чехословакию. По линии международного социализма и «Проблемы коммунистического журнала мира».

В осеннюю пору того же года я, восьмилетний мальчишка, отправился в интернациональный лагерь, где кроме этого отдыхали мои ровесники из западных государств. В том месте, поварившись в молодежном интернациональном котелке, и приобщился к рок-музыке.

Рок-н-ролл тогда — это был Элвис Пресли, музыка пара уже старомодная. А актуальным считался биг-бит. В Чехословакии вся эта музыка легально издавалась, существовали бит-клубы, куда я ходил в возрасте 10-12 лет.

А уехали мы из Чехословакии в начале 68-го, в самый разгар «пражской весны».

В.М.: В 71-м мы с группой «Мозаика» приезжали в Прагу. Видели, как скоро власти в том месте закрутили гайки.

Мы кроме того «Дип Перпл» игрались, что чехам категорически запрещали делать!

А.Т.: В случае если у нас в стране власти обратили внимание на рок-музыку где-то лишь в начале 80-х годов, то в Чехословакии биг-биту уже к 70-му году «скрутили голову». А некоторых музыкантов .

Хиты из фильмов Гайдая

В.М.: У НАС музыкантам в 70-е годы было проблемой дотянуться приличный инструмент. В Чехии для того чтобы, подозреваю, не было…

Ю.В.: Особенно в случае если учесть, что первая гитара Харрисона была чешского производства. И Джордж отзывался о ней в целом положительно.

Ю.В.: А как ты относился к тогдашней эстраде?

А.Т.: К советской эстраде 60-х я относился совсем лояльно. Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, певческий квартет «Аккорд» мне нравились. Но песни, «одобренные партией», — мой слух их не принимал.

Мне эта музыка быстро не нравилась. Не смотря на то, что, глядя из сегодняшнего дня, признаю, что тогда у нас в стране были по-настоящему гениальные композиторы. Песни с мелодической точки зрения раньше были значительно богаче и изобретательнее.

Но контент этих песен, их суть — это были ужас и мрак.

В.М.: И особенное отторжение вызывало то, что это все чрезмерно навязывалось.

А.Т.: Это навязывание у меня лично отбило каждый вкус к русской народной музыке. Официозный фольклор наподобие «Калинки-малинки» скоро довел до тошноты.

Позже уже мне растолковали, что «Калинка-малинка» это по большому счету не русская народная песня, а какие-то мещанские напевки финиша XIX века.

Ю.В.: Мне еще думается, что исполнители подстраивались и под вкусы тех, кто был у власти. А вкусы у них были примитивные, ограниченные…

В то время, когда показались вокально-инструментальные ансамбли, какое у тебя о них сложилось чувство?

В.М.: По окончании того как данный волосатый монстр очень у нас в стране вырос, сверху дали задание: «не можем победить — давайте возглавим». Люди, которых направили «на упрочнение» — Слободкин, Гранов, Березин, — эту музыку не осознавали и не обожали.

А обожали джаз.

А.Т.: В начале 70-х я слушал «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд». На этом фоне «Самоцветы» смотрелись легко убого с музыкальной точки зрения. Особенно бесила меня схема построения песен.

Сперва этакое хард-роковое вступление, а позже — опаньки! — и пошли стихи Танича либо Шаферана. «Не нужно печалиться — разденься и ожидай!» Это слушать было нереально. Иначе, в то время уже показались «Машина времени», «Петербург» с полностью вторыми текстами.

Другими словами показался выбор.

В.М.: Но при всей твоей скептичности по отношению к ВИА, мне думается, дай той же «Машине времени» все возможности открыто выступать — она не была бы так пользуется спросом, как думается.

А.Т.: До сих пор с наслаждением слушаю хиты из фильмов прошлых лет. По причине того, что в фильмах допускались идеологические отклонения от «линии партии».

Песни в том месте дозволялось петь кроме того отрицательным храбрецам. «Нам бы, нам бы, нам бы — всем на дно» из «Человека-амфибии». Либо обаятельнейшие песни из гайдаевских комедий, каковые пела вся страна.

Минор для внутреннего пользования

В.М.: Давление на рок-н-ролл оказывали не только по идеологическим обстоятельствам. Этим довольно часто занимались люди из Альянса композиторов, каковые сидели у кормушки и не желали допустить к ней соперников.

А.Т.: Это факт, я считаю, очень сильно недооцененный. У нас вправду функции держиморд от музыки приписывались довольно часто советскому Минкульту, комсомолу, КГБ. А по сути, самой подленькой организацией в этом смысле был Альянс композиторов.

Как раз для недопуска к кормушке гениальной молодежи они и навязывали данный собственный совковый формат.

В.М.: Как ты вычисляешь, в следствии у нас песни становились популярными вследствие того что были гениальными, либо вследствие того что людям не давали выбора? Приходилось слушать и обожать то, что имеется.

А.Т.: Думаю, по-настоящему популярными становились вправду хорошие песни. Так как многие из них остаются хитами и сейчас.

Послушайте, что сейчас поют люди под караоке: огромное количество годов 60-70-и песен! Да и 80-х также, включая официозного Юрия Антонова.

Отыщем в памяти снова же «Машину времени». Я организовал их первый выезд с концертами за пределы Ленинграда и Москвы — в Свердловск.

На комсомольский фестиваль «Весна УПИ» (Уральского политехнического университета). Это был май 78-го года. Целый город стоял на ушах по случаю приезда «Автомобили».

Много студентов от начала до конца концерта пели их песни хором вместе с группой. При том, что «Машину» к ТВ и радио близко не подпускали.

Ю.В.: По твоему точке зрения, русский рок как музыкальное явление уже состоялся либо еще нет?

А.Т.: Состоялся. Определенно имеется что-то, что возможно назвать «русским роком».

Это минорные, мрачноватые песни под электрогитару. Обычные представители — Юрий Шевчук с «ДДТ», Виктор Цой с «Кино». Этакий неказистый, сермяжный стиль, в исполнительском отношении достаточно вызывающий большие сомнения.

Но с весьма четким настроением, созвучным громадной массе людей.

В.М.: В отечественной рок-музыке все-таки составляющая, относящаяся фактически к музыке — достаточно скромная. Так как в случае если с шансоновской интонацией спеть того же Шевчука — это раздастся полностью органично.

А.Т.: Не спорю. У нас литературная составляющая песен значительно серьёзнее и посильнее музыкальной. Считаю, что бардовская песня, шансон отличаются от «русского рока» не формально музыкальными параметрами, а тусовкой.

Именно она и определяет музыку, которую желает слушать. По тусовке мы и понимаем, что Юра Шевчук — рокер, а Григорий Лепс — это шансон.

Имеется и более парадоксальная фигура — Игорь Тальков. Он в определенном смысле был громадным рокером, чем большая часть отечественных записных рокеров. Так как у него были весьма сердитые политические песни, броский протест.

Но в рокерах он себя не числил, а был скорее бардом. Либо, скажем, тот же Высоцкий. По энергетике он — полностью рок-н-ролльный человек.

Но он, как и Тальков, жил в другом измерении музыкального мира.

А в целом отечественный рок-н-ролл так и остался товаром «для внутреннего пользования». Были попытки в конце 80-х выйти на интернациональный уровень.

Стас Намин сделал всецело по западным лекалам «Парк Неприятного», но особенного успеха не произошло. На Западе для того чтобы уровня групп было навалом.

Кроме этого «Аквариум», «Кино», «Звуки Му» и другие не пошли вследствие того что игрались чуждую Западу музыку — через чур русскую. Данный факт идеально показывает, что отечественный рок был честной музыкой, а не коммерческой поделкой.

В.М.: А ты когда-нибудь сам брал в руки гитару?

А.Т.: Было дело. В начале «Звуков Му» я игрался с Петей Мамоновым на соло-гитаре. Легко вследствие того что его брат Лелик сел тогда за тунеядство, нужен был гитарист. Игрался я, соглашусь, плохо.

Так что у меня ни при каких обстоятельствах не было на данный счет никаких иллюзий — музыкантом себя не считаю. Я и пел, среди них и с «Успешным приобретением».

Действительно, допускали меня до микрофона парни лишь при игре на свадьбах.

В.М.: Жалко не было, что не состоялся как артист?

А.Т.: Мне неизменно больше нравилось быть просветителем, нести людям данные. Открывать для отечественной публики новых артистов, которых она не слышала.

Показывать людям альтернативу в музыке. Причем имеется у меня таковой пунктик — я музыкальный антиимпериалист.

И постоянно предпочту продемонстрировать людям какую-нибудь финскую либо японскую группу, но не американскую либо британскую.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Русский рок не продаётся! А напрасно


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: