С чувствительным сердцем долго не протянешь
В театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» (Петербург) под управлением заслуженый артиста России Рудольфа Фурманова состоялась премьера спектакля «Страсти по Александру». Это инсценировка хорошего романа И.А.
Гончарова «Обычная история». Поставил спектакль мастер сцены им.
Андрея Миронова — Евгений Баранов, уже имеющий опыт режиссуры. И в этом случае звёзды сошлись удачно: постановка оказалась умной, милой и богатой актёрскими достижениями.
Чувствительный парень, настоящий маменькин сынок Сашенька Адуев прибывает из собственного поместья в Санкт-Петербург и попадает под опеку рассудительного дядюшки Петра Ивановича. Первая амурная драма, неудачи в карьере – и парень теряет щенячье обаяние, неспешно преобразовываясь в обычного обывателя столицы, чинов и искателя денег.
Но драма его не в этом: Сашенька, так сообщить, «забетонировал» собственное сердце, очерствел, поставил по примеру дядюшки прочную защиту от внешнего мира и скрыл за ней всякие в том месте «ласковые эмоции». Дескать, от них человеку одни неприятности.
(Некрасивый, плотного телосложения, вынужденный всю жизнь помогать из-за куска хлеба, Иван Александрович Гончаров и сам владел таким чувствительным сердцем. Но, в отличие от собственного бедного храбреца, имел литературный талант и был им спасён.) Роман Гончарова много раз переносили на сцену, самая выдающаяся постановка была осуществлена Галиной Волчек в «Современнике», племянника и дядюшку игрались Михаил Олег и Козаков Табаков.
Имеется телеверсия, и гурманы смогут насладиться актёрской игрой примера незабвенных 60-х годов ХХ века, в то время, когда, думается, во всём мире не было нехороших фильмов и не сильный актёров.
Спектакль в «Антрепризе» ни в чём не повторяет известную постановку «Современника». Тогда режиссёру была ответственна актуальная для 1960-х тема превращения восторженных юношей в ужасных государственныхы служащих.
В игре Олега Табакова, как неизменно большой и рельефной, переход от милого щеночка к опытной чиновничьей собаке был сыгран с едкой сатирической веселием. И с нотой бесстрашного художественного анализа судьбы собственного поколения.
Храбрец новой версии совсем другой.
Сашеньку Адуева играется юный артист Андрей Аладьин, воспитанник очень способного педагога-режиссёра Григория Козлова, играющий в труппе его «Мастерской» Степана Астахова и Митю Карамазова из «Негромкого Дона». Кроме того что у Аладьина превосходные внешние эти (красивый мужчина; похож на молодого Игоря Квашу, лишь блондин) и незаурядное обаяние, причём строго мужского типа.
Он ещё и гениален от природы, и к тому же замечательно выучен: словом, на сцене – храбрец. А роль дядюшки выполняет знаменитый актёр Валерий Дегтярь, взявший возможность продемонстрировать себя во всём блеске виртуозного драматизма.
Но перед нами не пир самодовлеющего мастерства. Перед нами разворачивается драма двух чувствительных людей, один из которых до поры ничем не защищён от сердечных ударов, а второй мнит, словно бы защищён могучей стеной собственной умения и рассудительности жить.
Но кроме того в то время, когда дядюшка просматривает Сашеньке остроумнейшие нотации, в его печальных глазах таится ужас боли, ужас перед судьбой. Он в далеком прошлом и привычно несчастлив, и в его повадке преподавателя судьбы читается скорее ревность и зависть к «пустоголовой молодости», которая может себе позволить радоваться просто так и влюбляться без жалованья.
Живописец спектакля Эмиль Капелюш максимально расширил маленькую сцену «Русской антрепризы», создал эмоциональный и динамичный образ спектакля. От Санкт-Петербурга в нём – худые деревца в глубине сцены, такие безрадостно торчат из местных болот; видеопроекции чёрной воды и дождя, две подвижные откидные мостики и ступенчатые конструкции, напоминающие о судах.
Слева – старая музыкальная машинка; затейливые пластинки к подобным машинкам кроме этого висят на сцене, поскольку это – древняя история позапрошлого века. Да лишь ничего древнего в ней не выяснилось.
Чувствительный элемент в человеке – именуемый сердцем – неизменен. И как защищаться от ударов по нему – неизвестно.
И Сашенька Адуев вовсе не превратился из дивного парня в мерзкого делягу. Он стал таким же несчастным жалким беглецом от судьбы, как и его дядюшка.
Вот он обзавёлся взрослыми усами, потерял лёгкость перемещений, прошлый пылкий мальчик помой-му надёжно похоронен в уважаемом мужчине. Но радостное ли это дело – стать ходячей могилой себя самого? У него затравленные, больные глаза – точь-в-точь как и у его дядюшки.
Обычная история в «Страстях по Александру» – это история о том, как мужчины режут сами себя по живому, отказываясь от «ласковых эмоций» для фантомного успеха делаясь несчастными уродами и плодя несчастье около себя.
Очень хороша в спектакле «женская стихия» – и М. Солопченко (тётушка), живущая целую грустную историю напрасной любви к мужу, и М. Семёнова (вдова Тафаева), броская эксцентрическая актриса, и Ю. Скороход (Наденька), милая без приторности, и другие. Воздействие идёт в хорошем темпоритме, пространство освоено разнообразно, все очень музыкальны, а сценическое перемещение ставил необычный мастер – Сергей Грицай (поразительно, что может данный хореограф сотворить из двух актёров и трёх стульев!).
Зритель не скучает ни 60 секунд. Быть может, актёры через чур довольно часто становятся лицом к публике, да во втором действии несколько раз терялась энергия. Но это, само собой разумеется, поправимые мелочи.
Особенно в сравнении с тем, что на сцене «Антрепризы» в который раз уже звучит русское слово в его красоте и величии. А позапрошлого века создатель делается понятным, любимым и близким.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
? Несложный тест, для диагностики работы сердца. Продукты для хорошей работы сердца