Сколько стоит женщина
На Первом канале прошла премьера фильма по рассказам А.И. Куприна. Начало – четырёхсерийная экранизация рассказа «и» повести яма «Гранатовый браслет» – выяснилось самым сильным, дальше напряжение пошло на спад.
Мило-поэтичная работа режиссёра Влада Фурмана, не считая эстетического удовольствия, вызывает и различные думы о прозе судьбы…
Соединение в одном пространстве судьбы падших дам («Яма») и истории великой любви мелкого человека («Гранатовый браслет») принесло телефильму изрядный количество смысла. Итак, сколько стоит дама? Столько, сколько платит за неё мужчина.
Грош ей цена, в то время, когда она обращается в вещь и падает на дно, и цена ей – вся жизнь, в то время, когда на неё наблюдают пылающие глаза неистово влюблённого. Как бы ни была хороша Ирина Леонова в роли княгини Веры (актриса, кстати, похожа на Ариадну Шенгелая, исполнительницу данной же роли в ветхой советской картине), сущность печальной и прекрасной истории про гранатовый браслет горит в глазах Максима Аверина (телеграфист Желтков).
Актёр всецело избавился от клейма «Глухаря», сыграв практически неосуществимое – пожар тайной любви в душе человека.
А рядом – обыденный кошмар проституции, продемонстрированный без всякого осуждения либо морализаторства. Пронзительная жалость к несчастным, как бы они ни выламывались и ни хорохорились, наполняет данный добросовестный и шепетильно отделанный фильм.
В одной сцене девушки легкого поведения (целая гвардия шикарных, упоительных актрис: С. Ходченкова, П. Агуреева, Д. Екамасова, К. Шпица и другие) набрасываются на женщину-благотворительницу, утверждая, что разврат царит везде, лишь они не лгут, а порядочные дамочки лгут беспрерывно. Благотворительница ничего не отвечает, а поёт им «Аве Мария».
И волна божественных звуков смывает наносную браваду. Не считая разврата в мире имеется и присутствие Всевышнего, и большой человеческий образ, что в «яме» осквернён вдрызг
Влад Фурман (сын Рудольфа Фурманова, основателя театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова») сделал уже пара телефильмов отменного качества («Террористка Иванова», «Домашний дом», «Наркомовский обоз»). Это скромный и гениальный петербургский человек владеет необыкновенным умением выбирать актёров и трудиться с ними.
Состав исполнителей в картине «Куприн. Яма» практически безукоризнен. Антон Шагин, провалившийся в «Бесах», тут, в роли студента Пети, всецело подтверждает собственный актёрский класс. Отлична прекрасная актриса Наталья Егорова (Анна Марковна).
Кроме того в эпизодических ролях похотливых визитёров «Ямы» мелькают то суперзвезда петербургского Театра комедии Сергей Русскин, то основной режиссёр Самарского театра драмы Валерий ГришкоА это принципиально важно: так набирается энергия одарённости вовнутрь фильма, так увеличивается его ясность.
Что касается Михаила Пореченкова, которого кое-какие телезрители почему-то сочли неподходящим для роли Куприна, то тороплюсь их разочаровать: не путайте Куприна с врачом Чеховым, Александр Иванович был крепким, кряжистым мужчиной, русским богатырём. Пореченков замечательно подходит на эту роль, и не в богатырстве тут дело, а в негромкой и грустной человечности образа. Как инопланетянин – прогрессор без права вмешательства, умный и щекотливый Куприн-Пореченков вбирает глазами плачевную реальность и оценивает её в глубинах чуткой души
Нет ни следа жирного упоения внешним видом падших дам, которое так часто в современных фильмах. Милосердие, которое через Куприна проявляют создатели картины, ничего общего не имеет с недорогой моралью. «Не хорошо быть девушкой легкого поведения» – это безлюдные слова.
Другое дело – заметить, как беспомощных девушек, в этих их жалких чулочках и корсетиках, мучат мерзкие скоты. И опять-таки думаешь о цене дамы
Общество времён «Ямы», разрешавшее проституцию, решительно её осуждало как явление, и это безоговорочно. Что до самих падших, по единодушному точке зрения, их следовало выручать, как это пробовали сделать храбрецы Гаршина и рассказов Чехова Любовь же была возвышена и поэтизирована целыми поколениями писателей, поэтов, критиков, композиторов, актёров, драматургов, публицистов…
Телеграфист Желтков, храбрец Куприна, – это итог столетней работы русского общества по поэтизации и возвышению дамы, которую собственными дивными рассказами продолжил и сам Куприн.
поэтизация и Возвышение! Обнаружение в простых дамах прочной связи с божественной Вечной Женственностью!
Возможно где-нибудь в современном мастерстве найти хоть тень для того чтобы смелого мужского труда (а это мужской труд)?
Я уж не говорю о постоянном унижении женского образа в рекламе, где злосчастные потребительницы прокладок постоянно борются с обуревающими их диареей и перхотью, выращивая каких-то гомункулусов вместо детей, которым норовят подсунуть дерьмо вместо еды. Реклама – мир тотальной лжи, но имеется же мастерство, область упований и идеалов.
Кто отважится повторить подвиг М. Калатозова и С. Урусевского, каковые в своё время показали и всецело воплотили на экране женскую красоту Татьяны Самойловой («Летят журавли»)? Либо решится подражать А. Митте, нашедшему юную Ирину Мазуркевич для женского образа несказанного очарования («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»)?
В следствии, наверное, что дамам снова нужно будет выполнять за мужчин их мужскую работу – поэтизировать и обожествлять себя самим.Не ожидать, в то время, когда за тебя дадут верную цену, а назначать её лично. Так поступает смелая Рената Литвинова, и это выход – что возможно назвать и тупиком, само собой разумеется.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Владимир Мегре: какое количество стоит дама?