Станет ли серебренников гоголем?
7 августа – неожиданно, без объявления войны, – новым худруком Столичного драмтеатра имени Гоголя был назначен Кирилл Серебренников. Возмущённая труппа направила письма в инстанции с протестом.
После этого с заявлением о некорректности увольнения прошлого художественного руководителя Сергея Яшина выступил глава СТД Александр Калягин Меньше, война всё ж таки началась!
— Ну-с, , и ваше вывод? – задают вопросы меня.
А я мучаюсь. Сейчас главным конфликтом отечественной публичной жизни делается борьба неприятного с ужасным.
Вот тут и выбирай.
Соглашусь, к назначению Кирилла Серебренникова художественным руководителем Театра имени Гоголя я отнеслась легкомысленно. Ни одна работа этого режиссёра не принесла мне зрительского счастья, но искать этого счастья в Театре имени Гоголя также не приходило в голову.
Сергей Яшин – крепкий опытный режиссёр, но какая-то фатальная тень бесславия лежала на этом театре. Не выходила, не «вытанцовывалась» настоящая будущее – так происходит у людей, так происходит у театров.
Что ж, думаю, сейчас хотя бы настанет определённость. Серебренников сосредоточится на своём пространстве. Так, МХТ и «Современник» совместно со зрителями, быть может, хотя бы некое время отдохнут от его новых, в большинстве случаев, долгих и мрачных опусов.
На меня они создают тяжёлое чувство (Серебренников – это таковой анти-Фоменко), но сейчас светло, какой как раз театр огибать за версту.
Да и репертуар Театра имени Гоголя вряд ли так уж очень сильно преобразится. В новом сезоне Яшин желал ставить Макдонаха и Мрожека – так что мешает Серебренникову ставить этих самых Макдонахов и Мрожеков, от которых нам лет двадцать как не продохнуть?
А к следующему сезону если не В. Сурков, так уж Д. Медведев в обязательном порядке напишут для Театра имени Гоголя (так как у нас в Российской Федерации в наше время всё «имени Гоголя») что-нибудь потрясающее собственной художественной силой. Так сообщить, «Околоноля-2».
Вообще-то Кирилл Серебренников в обязательном порядке войдёт в историю театра – как человек, что чуть не убил Олега Меньшикова. В 2003 году, на протяжении премьеры спектакля «Демон» по Лермонтову (малая сцена Театра имени Моссовета), трос, на котором держался по идее режиссёра некоторый увесистый знак демонической Вселенной, – оборвался.
И хлестнул Меньшикова (до крови) по золотоносному лицу! У разумного актёра хватило предположения закрыть данный спектакль
Но демонический ореол так же, как и прежде посверкивает тёмным блеском около Кирилла Серебренникова. Как-то ему удаётся заморочить решительно всех – ставя прозу В. Суркова, оставаться кумиром Ксюш.
Сотрудничать с непреклонным революционером Прилепиным – и пользоваться благосклонностью Департамента культуры. Не иметь диплома хоть о каком-то гуманитарном образовании, не открыть и не вырастить ни одного актёра – и принимать во внимание одной из главных фигур современного театра.
Нет, эта карьера хороша пера Гоголя с его знанием дьявольских выдумок! Как говаривал Шерлок Холмс, «я борюсь со злом по мере сил, но бросать вызов самому прародителю – было бы нескромно с моей стороны».
Так что умолкаю, умолкаю.
Возвратимся к делам более-менее человеческим. Всё-таки неприятный привкус сопровождает действия Департамента культуры г. Москвы. Прекрасно бы лицам, управляющим данный департамент, и функционировать, как в народе говорят, «по-культурному».
Но дать худруку, трудившемуся в театре 25 лет, открыть сезон, а после этого мгновенно выгнать с работы, другими словами, простите, «принудить к собственному жажде», без признательности и без всяких реверансов, – это, возможно, по-спортивному, но никак не «по-культурному».
В области футбольного менеджмента, где трудился одно время Сергей Капков, сегодняшний глава Департамента культуры, таковой стиль обычен. Команда проиграла – поменять тренера.
Но людям нового времени и спортивного склада, каковые по воле рока появились в причудливом мире театра, следовало бы вести себя с опаской в чуждой им среде. Мимикрировать, что ли.
Отойти подальше от стиля управления, что уязвил метким словцом Грибоедов: «Я вам – фельдфебеля в Вольтеры дам». Не выступать в некрасивой роли слона в посудной лавке
Сергей Капков – человек достаточно юный, разумеется успешный и, как большая часть молодых и успешных людей нового века, вероятнее – бессердечный. Он обожает эффективность, ему претит статика.
Осмелюсь высказать предположение, что он не сидит любой вечер во вверенных ему театральных учреждениях и знает жёстко разве пара актуальных имён. На чём же, вот весьма интересно, основана его уверенность в том, что Серебренников – это как раз то, что необходимо публике имени и Театру Гоголя?
На том, что он – глава?
Но так как будущее, которую изобразил в собственном лице Сергей Капков, врываясь в негромкий омут Театра Гоголя, может и к нему самому постучаться в дверь. И свободно повести себя в его же стиле – вот так же, без объяснений, в 24 часа.
И снова придёт новый глава в Департамент культуры г. Москвы, и у него будут галлюцинации и свои грёзы, и в задаче «управление театрами» спрашивается, а имеется ли у неё по большому счету разумное ответ?
Имеется! Начнём с того, что назначать художественным руководителем человека, что ничего ни при каких обстоятельствах не ставил в данном театре и не знаком с труппой, – это как раз ответ «фельдфебеля». Командно-административное ответ.
В случае если человек не сам создал собственный театр (это особенные случаи, их мало), он не должен сваливаться с начальственного неба. Главрежей и худруков нужно выращивать и делать это дело, как делаются все Божьи дела, – шепетильно и неспешно.
Вот юный режиссёр продемонстрировал себя в успешной постановке. Разрешите ему развернуться где-нибудь в провинции главным режиссёром.
Позже направьте его в тот либо другой театр, пускай в том месте пробует собственные силы. Приглядитесь
То, что вероятно скоро осуществить в настоящем парке культуры (а успешным директором Парка Неприятного и был до недавнего времени Капков), нереально в культурной жизни огромного города. Куда торопиться?
Во имя какой «эффективности» крушить людские судьбы, махать топором, выбрасывать за борт честных, заслуженных работников? Неужто в ХХ веке топором не намахались, не наелись от пуза «ускорения», переделок, перестроек и реформ?
Нет, видно, не наелись и не намахались
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Михалков о Серебренникове: Нужна особая клетка из лавровых венков?