Суточные больше сталинской премии
заслуженый артистка СССР Вера ВАСИЛЬЕВА обожает живое общение. Электронной почтой не пользуется, с Интернетом не дружит.
Живёт своим театром – Театром Сатиры, в котором помогает с 1948 года и где сыграла более 60 ролей. В кино Вера Кузьминична снималась не так довольно часто, но ярко.
Зрители многих поколений не забывают её работы в таких картинах, как «Сказание о земле Сибирской», «Свадьба с приданым», «Похождения зубного доктора», «Это мы не проходили», «Легенда о Тиле», «Несовершеннолетние», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана» и др.
— Вера Кузьминична, у вас достаточно большое количество известных актрис-однофамилиц: Татьяна Васильева, Екатерина Васильева. Вы с ними играли на сцене, снимались в кино?
– С Таней Васильевой игралась в отечественном театре, она же трудилась в Сатире. В «Ревизоре» я игралась Анну Андреевну, она – мою дочь Марью Антоновну. И ещё не забываю спектакль «Её превосходительство».
Я игралась Посла Объединённой Державы, Татьяна – королеву Анну. Считаю её весьма гениальной, не смотря на то, что темперамент у Тани сложный.
Катю Васильеву вижу лишь по телевизору, в театре мы не сталкивались. А по большому счету Васильевых в артистической среде большое количество
– В одном из интервью вы заявили, что денежные вопросы, платы вас на данный момент очень не интересуют. Но вы, возможно, не забывайте, какой была в финансовом выражении Сталинская премия первой степени, которую вы взяли за «Сказание о земле Сибирской»?
– Премия первой степени была 100 тысяч рублей, по тем временам – огромные деньги. Но она распределялась на 10 либо 11 человек. Тысяч десять я взяла, но, на что израсходовала, в случае если честно, не помню.
Понимаете, «Сказание о земле Сибирской» снимали в Чехословакии, в том месте я прожила три месяца, и мы приобретали большие суточные. Если сравнивать с тем, что я привезла из Чехословакии, чем обеспечила себя в том месте, сумма Сталинской премии была уже не большой.
По большому счету съёмки в «Сказании» – неожиданный презент судьбы. Прямо сказка о Золушке – из полной бедности и полного «нетеатрального» существования я попала на одну из основных ролей в картину со известными советскими артистами: Владимиром Дружниковым, Мариной Ладыниной, Борисом Андреевым.
Первый раз в жизни, будучи студенткой, отправилась за границу, жила в Праге в отеле «Флора». До приезда мне, действительно, казалось, что эта гостиница должна быть такой же роскошной, как в фильме «Петер», что мы все тогда наблюдали, с Франческой Гааль, о новой Золушке, попавшей в громадный город.
Считала, что буду жить в шикарном номере, как миллионерша. Но «Флора» была мелким и бедненьким отелем, не смотря на то, что всё равняется это было для меня – чудо из чудес.
На студии «Баррандов-фильм» были выстроены декорации, мы снимали в том месте вследствие того что по цветным фильмам чехословацкая студия была более передовой, чем отечественный «Мосфильм». А режиссёр картины Иван Пырьев был тогда всесильным человеком, и ему разрешили съёмки за рубежом.
Не смотря на то, что, само собой разумеется, снимали и в Сибири, и под Москвой.
– Возвратимся к актёрам, с которыми вы играли на одной сцене в Театре Сатиры. С Анатолием Андреем и Папановым Мироновым у вас были родные отношения?
– Я бы не заявила, что родные. Но весьма хорошие.
Толя Папанов относился ко мне неизменно весьма ласково, кроме того в то время, когда имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком время от времени сказал – дорогая моя, маленькая! Я же вычисляла его потрясающим артистом.
Первые годы мы жили совместно в театральном общежитии, в то время, когда я вышла замуж (супруг Васильевой актёр Владимир Ушаков погиб в 2011 году. – А.М.), и Толя Папанов жил в том месте с Надей, и Татьяна Ивановна Пельтцер со своим отцом Иваном Романовичем. Мы изменялись кастрюлями, возможно было и лук забрать взаймы, и хлеб, и угостить друг друга.
Андрюша Миронов прекрасно относился к моему мужу, и Володя его обожал. Андрей познакомил нас с родителями, мы были весьма дружны с Александром и Марией Мироновой Менакером.
Его смерть была безумной катастрофой для нас. Супруг в голос, они же ко всему другому в одной гримёрке с Андрюшей сидели
– Среди известных актрис у вас были примеры для подражания?
– Вы понимаете, я весьма обожала ветхий театр, дореволюционный. Кумир у меня, возможно, Мария Ермолова, по причине того, что и скромна, и очень способна.
Я её не видела на сцене, в советское время она доигрывала, но большое количество про неё просматривала. Весьма обожала Ольгу Андровскую, Веру Марецкую, Марию Бабанову, Алису Коонен.
Их я видела на сцене, но подражать никому не желала, кроме того в голову не приходило, это всё равняется что подражать Всевышнему.
– Вера Кузьминична, в случае если нужно по роли, вы имеете возможность легко расплакаться на сцене?
– Просто так расплакаться не сумею, я обязана что-то ощущать. И тогда мне ничего не следует начать плакать. К примеру, в «Мольере», где у меня подвижная, эмоциональная роль Мадлен, с громадными энергетическими затратами, плакать приходится довольно часто.
А, сыграв сцену, я не ухожу сходу за кулисы – остаюсь и наблюдаю, как играются мои юные партнёры. Медлено успокаиваюсь и позже уже иду к себе. Не редкость, идёшь и вытираешь слёзы, каковые текут уже совсем не по роли
– Как вы отдыхаете по окончании работы?
– Я обожаю , в случае если имеется возможность. Но лишь не по городу, а на природе. Но это случается редко, по причине того, что у меня дачи нет.
В случае если летом удаётся отправиться в санаторий, то в том месте и гуляю.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Фрагмент Командировочные затраты (суточные)