Святая хильда, бог вишну и аммониты

В прошедший раз разговор об орудиях всевышних-громовержцев привел нас к дискуссии роли, которую играются окаменевшие раковины головоногих моллюсков белемнитов в фольклоре и мифологии. Но белемниты – не единственные окаменелости, пробравшиеся в область народных традиций.

Святая хильда, бог вишну и аммониты

Окаменелости аммонитов

Bryan Costin/Flickr

Много преданий связано с аммонитами. Как и «чертовы пальцы» белемниты, аммониты были головоногими моллюсками.

Они плавали в древних морях с девонского до мелового периода. Мягких частей аммонитов не сохранилось, но многим привычны их характерные спиралевидные раковины.

С данной формой связана самая популярная легенда о происхождении аммонитов. В ней они предстают как окаменевшие змеи.

Эта легенда отражена в народном британском заглавии аммонитов – snakestones «змеиные камни». В большинстве случаев, говорят, что змеи превратились в камень по молитве кого-нибудь из святых, решившего избавить местность от засилья ядовитых змей.

В Северном Йоркшире эту историю говорили про святую Хильду, первую настоятельницу монастыря Уитби, основанного в 657 году. В окрестностях монастыря вправду и сейчас довольно часто находят аммонитов, благодаря геологической формации Blue Lias.

Позднее палеонтологи честь святой Хильды дали одному из родов аммонитов юрского периода латинское наименование Hildoceras.

Аммонит, названный в честь святой Хильды (Hildoceras sp.)

Нужно признать, что местные мастера-камнерезы легко «подправляли» аммонитов, вырезая у них змеиные головы, и реализовывали в качестве реликвий.

Аммонит со змеиной головой

Три таких улучшенных аммонита изображены на гербе города Уитби. Еще один аммонит с головой змеи вделан в стенке Колледжа святой Хильды в университете британский город Дарем.

Маленькие экземпляры аммонитов студентки из Колледжа святой Хильды иногда носили в качестве кулонов.

 Герб Уитби

История о святой Хильде и змеях упоминается в поэме Вальтера Скота «Мармион», где монахиня из монастыря Уитби говорит:

… О том, как Хильда в чаще леса

Святой молитвою собственной

Преображала в камни змей.

Такие кольца из камней

Находим мы в монастыре…

(перевод Василия Бетаки)

Альфред Кречер (Alfred Kracher) из Университета штата Айова связывает легенду о святой Хильде и змеях с церковным собором, проходившем в монастыре Уитби в 664 году. На нем решалось, каких богослужебных правил будет придерживаться христианская церковь Англии: принятых в римском католичестве либо в христианской церкви Ирландии.

Отличия касались, к примеру, метода вычисления даты Пасхи, почему данный праздник в кельтских христианских общинах и в общинах, придерживавшихся римского обряда, приходился на различные дни. Были и другие различия.

В споре победили представители Рима, что на долгое время выяснило церковную историю Англии. Согласно точки зрения Кречера, легенда Хильде и змеях появилась позднее, под влиянием истории о святом Патрике, изгнавшем змей из Ирландии.

 Святая Хильда с аммонитом в руке

Второй узнаваемый центр распространения аммонитов в Англии – это город Кейншем в графстве Сомерсет. Местных аммонитов сопровождает подобная легенда.

В ней спасение от ядовитых змей оказывается заслугой святой Кейн, которая жила отшельницей в лесу.

На острове Скай аммониты были известны как crampstones «судорожные камни». Их использовали для лечения судорог у коров, омывая сведенные спазмом мускулы водой, в которую ранее на пара часов клали аммонит.

В Корнуолле думали, что укушенное змеей животное животное спасется, в случае если выпьет таковой воды.

Волжские булгары кроме этого вычисляли аммонитов окаменевшими змеями и применяли в народной медицине, прикладывая к больному месту. Чуваши именовали их селек хуране «котелок с соплями» из-за желто-зеленых кристаллов кальцита, каковые видятся в раковин.

В Поволжье была легенда, что аммониты – это «караваи Разина», каковые чародей и разбойник, каким Разин представал в народных преданиях, осужден грызть вместо хлеба.

 Раковина аммонита в разрезе

Перенесемся с Английских островов в Индию, где аммониты окружены религиозным почитанием. В вишнуистском индуизме имеется понятие «шалаграма-шила» – воплощение всевышнего Вишну в округлом тёмном камне.

Такие камни в обязательном порядке присутствуют в домашних алтарях брахманских вишнуистских семей, в которых они передаются по наследству. Ожерельями из шалаграма-шила украшают изображения божеств.

В природном рисунке на камнях видят изображения атрибутов Вишну: лотоса, булавы, раковины, диска. Довольно часто эти камни – тёмная речная галька, но очень ценятся шалаграма-шилы, отысканные в речном русле Гандаки в Гималаях.

Они являются аммониты.

Шалаграма-шила

В Северной Индии существует любопытная церемония Туласи-виваха. Это бракосочетание священного растения туласи (вид базилика Ocimum sanctum) с шалаграма-шилой, другими словами свадьба ископаемого моллюска и растения.

Базилик туласи предстает как супруга Вишну Лакшми, а аммонит – как сам Вишну. Узнаваемый религиовед господин Джеймс Джордж Фрэзер упоминает, что раджа княжества Орчха в один раз израсходовал на такую свадьбу около тридцати тысяч фунтов.

В свадебной процессии, сопровождавшей аммонита к жене, были восемь слонов, тысяча двести верблюдов и четыре тысячи лошадей.

Коротко упомянем кое-какие другие ископаемые, играющие роль в фольклоре. Членики ископаемых морских лилий в Англии именовали четками святого Гутберта (St. Cuthbert’s beads), а в Германии пфеннигами святого Бонифация.

Окаменевшие раковины моллюсков родов Gryphaea и Exogyra были известны как ногти сатаны (Devil’s toenails). В Шотландии эти «ногти сатаны» использовались в виде порошка при болях в суставах, и добавлялись в корм скоту.

Отпечатки больших ракоскорпионов рода Pterygotus в той же Шотландии именовали «крыльями херувимов». Останки ихтиозавров и плезиозавров, попадавшиеся в окрестностях Уитби, вычисляли костями ангелов.

Источник : Максим Руссо polit.ru

Лучшая мантра Вишну для исцеления и от всего нехорошего.Слушать.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: