Тайны московской рок-лаборатории
В текущем году исполняется 30 лет Столичной рок-лаборатории. В случае если про Ленинградский рок-клуб известно, думается, полностью всё, то Столичная рок-лаборатория до сих пор остаётся очень таинственной организацией.
Возможно, пришла пора раскрыть кое-какие её тайны.
В Москве в середине 80-х годов сложилась необычная обстановка, которая связана с рок-музыкой. Власти не осознавали этого увлечения молодёжи, рок-группы запрещались и разгонялись.
В итоге с февраля 1984 по апрель 1985 года (другими словами практически до сейшена Доктора Кинчева в общежитии ДАС МГУ) в Москве не прошло ни одного рок-концерта. Это была самая поздняя темнота андеграундной ночи.
И в случае если ранее юные люди лишь удивлялись тому, что им не разрешают слушать и играться их любимый рок, поскольку они не считали себя антисоветчиками, то сейчас в среде молодёжи начало нарастать раздражение. Дабы как-то разрядить напряжённую обстановку, в столичных верхах показалась мысль организовать прослушивания столичных любительских рок-коллективов, дабы в будущем создать организацию, подобную Ленинградскому рок-клубу.
Прослушивания состоялись 13 и 14 апреля 1985 года в помещении Столичного дома самодеятельного творчества на Громадной Бронной.
О том, как шла подготовка к тем легендарным прослушиваниям, говорит Булат Мусурманкулов, первый директор Столичной рок-лаборатории, а в то время заведующий сектором любительских объединений Единого научно-методического центра Главного управления культуры исполнительного комитета Моссовета:
– Мне позвонил Володя Горлинский, что тогда трудился в Столичном доме самодеятельного творчества, и сообщил: «Слушай! Имеется одна мысль!
Ансамбли эти всякие Нужно бы собраться и обсудить! Нужно что-то с ними делать!»
А с Горлинским до этого связался Юра Резниченко, директор молодёжного центра Столичного горкома комсомола, что был на улице Герцена… Кстати, в помещении этого центра снимали программу «Что? Где? В то время, когда?». По телевизору казалось, что это роскошное помещение.
А в действительности – маленькая каморка! Стол с волчком в середине, около стулья – и больше места не было. Народ, толкаясь, стоял около
Про Резниченко говорили, что он был связан с КГБ. Исходя из этого и эту идею ему, вероятнее, подали гэбэшники, которым надоело гоняться по концертам и отслеживать рокеров.
По всей видимости, они на это затрачивали через чур много упрочнений и времени, а им хотелось, дабы всё было под боком. И они дали команду: «Соберите! Уговорите! Пускай дают обычные концерты!
Всё равняется же они дают концерты, так пускай выступают нормально, без опаски. А мы будем следить»
И вот мы собрались втроём и начали обсуждать. Юра сразу же забрал разговор в собственные руки и растолковал нам обстановку: имеется вывод, что нужно эти ансамбли выводить наружу, дабы они существовали нормально, а не как «пятая колонна».
«Ну прекрасно! Давайте! Сделаем!» – ответили мы с Горлинским. С этого всё и началось
В столичном рок-сообществе сначала царил скепсис по отношению к прослушиваниям, каковые планировал проводить МДСТ. Мнения были самыми противоречивыми, впредь до таких: «Вас в том месте всех перепишут по головам, как кроликов, а позже пересажают…» К сожалению, предлог для пессимизма имелся, поскольку начало 80-х прошло под знаменем борьбы правительства с роком.
Успокаивало одно – то, что Пётр Мамонов, фаворит самого глубокоуважаемого и самого стрёмного ансамбля столицы «Звуки Му», также планировал участвовать в прослушивании. Он отправился сам и за ним потянулся народ, по причине того, что раз он не опасается, то и вторым не нужно опасаться.
– Петя – умный человек, – говорит Булат Мусурманкулов. – Он знал, что нужно выходить из подполья, что нужно проявляться. Очевидно, все весьма опасались, по причине того, что осознавали, что уходят под контроль советской власти и национальных органов и все выступления будут контролироваться и отслеживаться, тексты будут литоваться – ты будешь трудиться под полным контролем национальных органов.
Это, само собой разумеется, страшновато…
В апрельских прослушиваниях участвовали «27-й километр», «Близнецы», «Бульварный Никто», «ВИА Юность», «Гулливер», «Врач», «Ёлочный рынок», «Звуки Му», «Магнит», «Николай Коперник», «Ночной проспект», «Фаня» и многие другие группы. Не все из них дожили до наших дней, но героизм тех, кто не побоялся шагнуть в неизвестность, не должен быть забыт
По окончании бури воцарилась тишина. Все участники прослушиваний затаили дыхание в ожидании проблем.
Но никого не арестовали, кроме того не послали по месту работы либо учёбы «телег», гружёных «фактами».
Булат Мусурманкулов продолжает рассказ:
– Практически сразу после прослушиваний директор ЕНМЦ Нина Николаевна Базарова пригласила меня в кабинет, где сидел усатый мужичок с мужественным лицом. Он задал вопрос меня: «Как вы вычисляете, с этими ансамблями возможно как-то трудиться? Они вправду не отщепенцы и не вредители?»
Я сообщил: «Само собой разумеется, они же не с Луны упали, это же отечественные люди! Легко они пишут собственную музыку, играются собственные песни.
И само собой разумеется, с этими ансамблями возможно нормально трудиться. Исходя из этого мы и сделали вывод, что их нужно как-то извлекать из подполья.
Для чего они будут где-то прятаться, бегать? Пускай играются собственную музыку открыто, как надеется».
Он покивал головой: «Отлично! Мы так и думали».
Позже, в то время, когда он ушёл, Базарова сообщила: «Это – КГБ! Столичный КГБ!»
Я так сообщу, что у меня полная уверенность в том, что если бы не КГБ, то рок-лаборатории не было бы ни при каких обстоятельствах.Это была полная инициатива КГБ, поскольку в том месте трудились весьма культурные, тактичные люди, каковые всё замечательно осознавали…
По окончании летних каникул, 15 сентября в Столичном доме самодеятельного творчества произошло ещё одно прослушивание, на котором в присутствии Ю. Чернавского, М. Фрадкина и А. Петрова продемонстрировали себя группы «Центр», «Браво», «Господин Икс», «99%», «Кросс», «Патруль и» Искусственные «дети».
За кулисами второго прослушивания в первый раз раздались слова «Столичная рок-лаборатория». Это наименование придумал Булат Мусурманкулов:
– В Питере рок-клуб имел возможность существовать, по причине того, что Питер всё-таки на большом растоянии от Москвы. А в Москве рок-клуб создать было нереально, по причине того, что мы пребывали под громадным идеологическим давлением, поскольку над нами горком и тут партии, и управление культуры, и Министерство культуры, и ЦК КПСС! «Что это такое?
У нас же идёт борьба с роком!» Но в первой половине 80-ых годов XX века вышло распоряжение Министерства культуры по усилению работы с самодеятельными ансамблями, и в том месте была такая строки: «организовывать творческие лаборатории» Вот я и говорю: «Давайте организуем творческую лабораторию! Строки-то имеется!» Так мы и создали творческую лабораторию рок-музыки!
Ответ о создании Столичной творческой лаборатории рок-музыки было принято на удивление скоро. Уже 23 октября приказ был подписан тогдашним первым секретарём Столичного горкома КПСС В. В. Гришиным.
Первым директором новой организации стал Булат Турсунович Мусурманкулов (чуть позднее его поменяла Ольга Опрятная). Штаб Столичной рок-лаборатории разместился в Старопанском переулке, 1/5, в помещении Единого научно-методического центра Главного управления культуры Исполнительного комитета Моссовета.
Само управление культуры пребывало на Неглинке и воображало собой достаточно чопорное чиновничье учреждение, но на Старопанском бурлила пёстрая неформальная судьба. Тут нашли прибежище от злых ветров 80-х свыше сотни молодёжных объединений самых различных направлений: и любительские театры, и нумизматы, а также травники, которых приходилось всерьёз защищать от нападок правительства, практически закрывая грудью.
Исходя из этого нет ничего необычного в том, что рок-музыканты из андеграунда также пришли ко мне.
Рок-лаборатория скоро и энергично наладила концертную деятельность в столице. А по окончании того как рок-лабораторские группы освоили концертные залы Москвы, они начали деятельно выезжать на гастроли по городам СССР.
Практически рок-лаборатория превратилась в филармонию для любительских рок-групп.
И всё-таки из-за чего как раз КГБ пришёл на помощь рокерам? Для каких целей КГБ инициировал создание Ленинградского Московской-рок и рок клуба-лаборатории?
По одной версии, КГБ вправду был обеспокоен ростом молодёжного нигилизма, среди гэбэшных аналитиков существовало устойчивое вывод о том, что страна может пойти вразнос, в случае если молодёжи не дать площадку, пускай кроме того закрытую, типа гетто, где она имела возможность реализовать собственные устремления.
По второй версии, в рок-клубах готовили «ударные батальоны перестройки», дабы развалить великую страну.
Но существует и третья версия, в соответствии с которой перестройку инициировали офицеры КГБ,каковые в 60-е годы, во времена собственной молодости, ходили на сейшены с участием рок-групп «Сокол», «Скифы», «Аргонавты», «Оловянные солдатики». Став к середине 80-х генералами и полковниками, они попытались вернуть страну в воздух романтики 60?х, которую они вспоминали с ностальгией.
– На любой концерт, что устраивала рок-лаборатория, двадцать билетов я отдавал гэбэшникам, – вспоминает Булат Мусурманкулов. – Я знал, какие конкретно места им отведены. В случае если честно, то я намерено это отслеживал.
И вот я наблюдаю: в том месте мальчик какой-то сидит, в том месте – девчонка. Другими словами они эти билеты отдавали своим детям!
Возможно с уверенностью высказать предположение, что офицеры желали, дабы их дети кроме этого полюбили рок-музыку, как обожали они сами.
История Столичной рок-лаборатории прервалась летом 1992 года, в то время, когда в следствии либеральных «гайдаровских» реформ были уничтожены горизонтальные связи отечественного рок-пространства. Из-за того что были «отпущены» цены на услуги и потребительские товары, стало нереально отправлять группы на гастроли, поскольку ЖД билеты сейчас были не по карману музыкантам, а билеты на концерт – не по карману публике.
Совершив на Шаболовке, в Доме культуры Текстильного университета собственный последний фестиваль «Черёмуха?92», Столичная рок-лаборатория самоликвидировалась. За ней закрылись сотни рок-и Ленинградский клуб вторых рок-клубов, разбросанных на просторах России
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Несколько МОНГОЛ ШУУДАН (Фестиваль Столичной Рок Лаборатории. 15-16 декабря 1990г.)