Третьяков для русской музыки
В собрании Национального Русского музея имеется один примечательный портрет кисти Репина. На нём изображён статный мужчина средних лет. Большая голова, открытый лоб, зачёсанные назад частые, чуть вьющиеся на финишах волосы.
Магнетический взор голубых глаз. Левая рука заложена в карман штанов, на мизинце правой блещет кольцо с алмазом.
Подпись: «Портрет музыкального деятеля М.П. Беляева».
У человека, не столь искушённого, может появиться вопрос: а что, фактически, свидетельствует «музыкальный деятель»? Композитор, исполнитель?
А возможно, это импресарио, либо, говоря современным языком, продюсер? Композитором Митрофан Петрович не был, а вот продюсер и исполнитель – от Всевышнего.
Им – меценатом и вдохновителем – организован известный Беляевский музыкальный кружок, чья слава гремела до революции. На его щедрые денежные пожертвования устраивались концерты, присуждались ежегодные «глинкинские премии», и плодотворно трудилось лейпцигское нотное издательство Musikverlag M. P. Belaieff, где за два десятилетия издано около трёх тысяч произведений русской музыки (опер, романсов и т.д.).
Музыка постоянно оставалась для Митрофана Беляева не бизнесом, а полем меценатства. Наряду с этим он по-своему занимался инвестициями, но это были самые долговременные инвестиции в развитие русской национальной культуры, с самым продолжительным горизонтом планирования.
И о настоящем возврате денежных вложений обращение вовсе не шла.
Что же воображал собой Беляев как предприниматель? Начнём с того, что он принадлежал к известной семейству купцов-лесопромышленников.
Основатель семейства, папа отечественного храбреца, Пётр Авраамович Беляев основал в первой половине 50-ых годов XIX века лесопильный завод в деревне Уница Олонецкой губернии. И к 1879 году это было одно из 8 наибольших лесопильных производств Олонецкой губернии с неспециализированным доходом 190 тыс. рублей.
Дело разрасталось и было преобразовано в товарищество на паях с капиталом 1 млн 325 тыс. рублей. Товарищество «Беляева П. наследники и Ко» занималось продажей и производством лесоматериалов в России и за рубежом, а перевозку грузов снабжали личные баржи и паровые буксиры.
Собственностью Петра Беляева были каменные дома в С.?Петербурге. В том месте вместе с отцом жили сыновья – Митрофан, Григорий, яков и Сергей.
Сыновья стали учавствовать в делах домашней компании с 1880 года. Но старший – Митрофан в первой половине 80-ых годов XIX века покинул коммерческие занятия, дабы полностью посвятить себя новым проектам.
Этими проектами стали устройство музыкальных концертов в основном русской направленности и издание музыкальных произведений, кроме этого написанных в русском национальном духе.
Уход Митрофана Петровича из домашнего бизнеса не был воспринят как измена. Музыкальные наклонности проявились у него ещё в юные годы.
Совсем в раннем возрасте родители обучали его игре на скрипке, после этого он освоил и фортепьянную игру. По окончании окончания в первой половине 50-ых годов XIX века петербургского Реформатского училища папа кроме того внес предложение ему всецело посвятить себя музыке.
Но, верный домашнему делу, тот отказался и начал собственную деловую карьеру приказчиком в отцовской компании с окладом 15 руб. в месяц. Но наряду с этим Митрофан стал участником любительского оркестра Петербургского германского клуба, а после этого был включён в состав музыкального кружка, что планировал в громадном зале петербургской гостиницы «Демут».
В том месте он познакомился с композитором, главой музыкальной рабочей группе этого кружка Александром Бородиным. Фактически, это был тот круг людей, каковые организовали эстетическую и идейную направленность всей последующей музыкальной деятельности Митрофана Беляева.
А его дом, как вспоминал один из участников кружка, стал «центром громадного и избранного музыкального общества».
Кто же вошёл в круг единомышленников и организовал состав известного Беляевского кружка? В первую очередь это были композитор Николай Андреевич Римский-его ученики и Корсаков: композиторы Фёдор Акименко, Иосиф Витолс, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, в том месте же проходило становление великого Андрея Скрябина.
В Римского Корсакова и ближайшее окружение-Беляева кроме этого входили композиторы Александр Бородин, Цезарь Кюи, художественный критик Владимир Стасов. Последние три имени в Беляевском проекте отсылают нас к предшествующему опыту известной «Могучей кучки», творческого содружества русских композиторов, существовавшего в 1850 – 1860 годах.
Как раз в этом кругу были начаты поиски национальной идеи в музыкальном творчестве, идеи, которая затрагивала не только эстетические и стилистические нюансы, но и формировала содержательное измерение. Эта мысль самый ярко воплотилась в оперных шедеврах Новой русской музыкальной школы – «Царской» невесте «и Снегурочке» Римского-Корсакова, «Борисе Хованщине» и «Годунове» Мусоргского, «Князе Игоре» Бородина.
В завершение приведём те слова, каковые посвятил памяти Митрофана Петровича Беляева Владимир Васильевич Стасов: «В то время, когда будет писаться история русской музыки, имя Митрофана Петровича Беляева займёт в том месте в один раз известный и почётную страницу». Это «в то время, когда» и «в один раз» делается сейчас всё более актуальным.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Виктор Третьяков ? ЛУЧШИЕ ПЕСНИ ОТ ЗВЕЗД РУССКОГО ШАНСОНА ? ЛЮБИМЫЕ ХИТЫ ОТ ЛУЧШИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ