Вне первоначального замысла
Сергей Соловьёв, режиссёр культовых фильмов «Сто дней по окончании детства», «Избранные», «Асса», «Чужая Белая и Рябой», обожает заниматься одновременно разными вещами. Писать мемуары, руководить кинофестивалем «Дух огня» в Ханты-Мансийске, преподавать во ВГИКе.
А на данный момент Сергей Александрович трудится над постановкой спектакля «Война и мир» в академическом Малом театре России.
— 21-го июня поклонники отметили 50-летие Виктора Цоя, которого вы сняли в фильме «Асса». Вы так как с Цоем были весьма дружны?
– К сожалению, я Витю мало знал.И не применял возможности определить его лучше, говорить с ним больше, чего на данный момент себе забыть обиду не могу. Но меня постоянно поражали его цельность и немногословность.
Мы были привычны в общем итоге лет шесть. А сообщили друг другу, может, слов сто пятьдесят.
Он был из тех людей, с которыми, как это ни парадоксально, говорить не о чем. Такие люди сами в себе – в том месте где-то в потрясающий разговор на столетия.
А в жизни он сказал «ни о не», да и то очень скупо. Мы так как с ним кроме того умудрялись выпивать без звучно. Это уже совсем какая-то ерунда.
Так как люди выпивают после этого, дабы поболтать. А с Витей была такая история: давай выпьем и помолчим.
А по большому счету, я весьма рад, что кроме того через два десятилетия Витя Цой в родном Отечестве так же, как и прежде любимый герой и пророк не только старшего поколения, но и молодых слушателей.
– Сергей Александрович, актёры, снимавшиеся у вас, говорят необычные вещи про вашу страсть к импровизации
– Да, в то время, когда утром приезжаю на съёмочную площадку, кроме того не знаю, над чем сейчас будем трудиться и я сам, и актёры. У меня нет никакой совокупности.
Хожу полдня потерянный, планирую с мыслями и лишь позже вливаюсь в творческий процесс. Но те, кто трудится со мной много лет, знают эту мою особенность и не удивляются. Раньше считал, что с возрастом стану важнее относиться к работе.
Но и по сей день приезжаю с утра на площадку с вопросом: что бы сейчас снять?
– на данный момент многие говорят о кризисе российского кино, не смотря на то, что картин снимается много. Вы смотрите отечественные фильмы, что думаете о состоянии дел в русском кинематографе?
– В случае если честно, на данный момент я больше обожаю не новые фильмы наблюдать, а производить перерасмотрение ветхие, западные. К примеру, в первой половине 60-ых годов двадцатого века Жан-Люк Годар снял картину «Жить собственной судьбой» с женой Анной Кариной в ключевой роли.
Он снял фильм за чемь дней, плюс три дня на досъёмку, бюджет составил всего 12 тысяч долларов. Это великая, бессмертная картина.
И я довольно часто говорю своим студентам, что картина обязана не стоить ничего, основное – она должна быть вне начального плана, другими словами живой.
Понимаете, такие картины имеется на данный момент и в Российской Федерации, причём их снимают не в столицах. Это к вопросу о кризисе российского кино. Нет никакого кризиса.
Один из лучших кинематографов в мире на данный момент – русский. Одна из основных киностолиц мира на сегодня – Ростов-на-Дону.
Именно там две девушки – Ольга и Ангелина Никонова Дыховичная с начальным бюджетом 30 тысяч долларов сняли картину, которую я сначала не желал наблюдать, не смотря на то, что мне говорили, что вот дочка Ивана Дыховичного написала сценарий и снялась в этом «Портрете в сумерках». Ну снялась и снялась.
У меня данный диск продолжительно валялся на столе, и как-то случайно я его поставил. Сидел открыв рот всю картину и думал: а ведь что-то мне это напоминает? Вот что – «Крик» Антониони, картину силы и божественного целомудрия!
Так вот, я утверждаю, что «Портрет в сумерках» режиссёра Ангелины Никоновой, на мой взор, – на данный момент одна из лучших картин в мировом кино. И «Шапито-шоу» Сергея Лобана – один из лучших фильмов в мире.
Я сравнительно не так давно был на Кинофестивале в Каннах. Вот где кризис, распад, дефицит идей!
Слава всевышнему, в том месте был превосходный австрийский режиссёр Михаэль Ханеке, взявший основной приз за фильм «Любовь». Но в принципе в том месте всё было весьма безрадостно Так что отечественная драма не в том, что у нас нет кино, а в том, что мы его не видим.
– Но вы сами на данный момент больше заняты театром, ставите на известной сцене Малого не что-нибудь, а «мир и Войну»! Как решились на столь грандиозный проект?
– Недавно я «вляпался в историю». Шёл в два часа ночи по Громадной Бронной и встретил Юрия Соломина с собачкой. Он говорит: «Ну что, тебе не легко
зайти ко мне в Небольшой? Зашёл бы, договорились, поставили что-нибудь. Тебе приятно и нам приятно».
Я отвечаю: «Юра, я на данный момент дико занят. В случае если у меня будет время, приду к тебе и что желаешь поставлю – хоть «мир и Войну» полностью!»
На следующий сутки Соломин мне звонит: «Слушай, а что ты день назад про «мир и Войну» сказал? Тут так как 1812-й год, юбилей, давай «мир и Войну» сделаем».
И убедил меня, мы начали работату В связи с будущей постановкой прочёл «мир и Войну» от начала до конца – в первый раз! Я раньше был уверен, что «Война и мир» кончается в том месте, где Наташа стала толстая, некрасивая.
Оказывается, это совсем не финиш, и в том месте совсем грандиозный финал. А в то время, когда я начал просматривать сперва, легко обалдел.
Какая книга фантастическая! Автор Джон Апдайк, будучи уже весьма взрослым и известным, сообщил такую фразу: «Мне жаль людей, которых не интересует роман Толстого «Война и мир».
Их ожидают ужасная смерть и жалкое существование!» Сейчас я полностью с ним согласен.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
История создания Nissan GT-R