Возвращение или псевдоморфоз?
26 и 28 сентября в Петербурге произошло праздничное открытие по окончании реконструкции Громадного драмтеатра имени Г.А. Товстоногова. тревоги и Хлопоты о том, как будет смотреться театр, сзади, впереди – тревоги куда более большого калибра.
26 сентября в сутки юбилея драгоценного заслуженый артиста Олега Басилашвили, открывать обновлённый БДТ прибыли главы: глава правительства Медведев, губернатор Полтавченко, министр Мединский и другие должностные лица. Народ толпился на улице за ограждениями и высказывал разнообразные эмоции.
По большей части радость. Само собой разумеется, она была обращена не к Медведеву, а к появлению А.Б.
Фрейндлих с чёрно-белым котёнком в руках (был запущен в строение первым как волшебный талисман).
28 же сентября (в то время, когда предполагали Путина, но его не было) состоялся вечер открытия: светское общество слушало поздравления, а после этого продегустировало техвозможности сцены и что-то наподобие литературной композиции в исполнении труппы БДТ.
Сама реконструкция – она, на мой вкус, безукоризненна. По причине того, что её как словно бы и не заметно.
Легко всё чисто, красиво и нигде не пахнет новоделом. А ведь трансформации значительные – к примеру, вместо 1200 мест сделалось 750 (наподобие как убрали один ярус и расширили проход между последовательностями в партере).
Не знаю, прекрасно ли это (зал лишился 450 потенциальных зрителей), но будем реалистами – это в товстоноговский БДТ публика рвалась как неистовая и на популярных спектаклях забивала кроме того и третий ярус. А как дела отправятся при новом управлении, ещё неизвестно.
светло синий бархат элегантно господствует в оформлении громадного зала, золочёные прочие богатые и кисти драпировок подробности как бы покрыты добропорядочной тускловатостью. Основной живописец БДТ, дивный Эдуард Степанович Кочергин, курировавший реконструкцию театра, не допустил никаких эстетических правонарушений.
Это вправду реконструкция, другими словами восстановление, а не новодел под маской реконструкции.
А вот поздравления и приветствия меня пара смутили. Из главных режиссёров и всех руководителей театров, что имеется в городе, БДТ поздравил лично лишь Валерий Фокин, художественный руководитель Александринки.
Не заметила я в зале и тех режиссёров, кто трудился в БДТ в различные годы, ставил пьесы, и хорошие пьесы, – скажем, Г. Дитятковского, А. Прикотенко, Г. Козлова, А. Праудина. Надеюсь, сегодняшний художественный руководитель БДТ Андрей Могучий не забывает о них, видел их пьесы и собирается призвать опять – так как не планирует же он в одиночку поднять такую махину?
Но, Могучий для меня – полная тайная, я кроме того догадок выдвинуть не могу, потому, что никакой содержательной информации о художественной программе БДТ мне не попадалось. Одна безлюдная болтовня псевдокритиков.
Ещё больше смутило (и не только меня) представление называющиеся «Возвращение», выполненное труппой театра. Сначала рабочие в робах и с фонариками на лбу бродили по затемнённой сцене.
Они вздымали полотнища, на каковые проецировались кадры из пьес БДТ, несинхронно подзвученные голосами товстоноговских артистов. Другими словами звукоряд не совпадал с видеорядом, и будем сохранять надежду, что это была такая задумка, а не оплошность. (Могучий по большому счету обожает разрывать логические связи, так ему, возможно, думается интеллектуальнее.) Обращение велась только о спектаклях Товстоногова (период судьбы театра по окончании смерти великого режиссёра не упоминался вовсе), и создавалось чувство, что театр пробыл где-то в изгнании не три года, а полвека.
Но, 28 сентября – сутки рождения Георгия Александровича Товстоногова, так что не будем придираться. Но дальше!
Показался диван, затянутый декоративной паутиной, и под пледом обнаружился Басилашвили с книгой. Он некое время обдирал паутину, а позже начал говорить фразами ветхого слуги Фирса из «Вишнёвого сада» Чехова.
После этого пришла Алиса Бруновна в образе Шарлотты из того же «Вишнёвого сада», она также обдирала паутину и иногда от роли Шарлотты переходила к роли Раневской. Неспешно, с фразами из хороших пьес на устах, подтянулись и другие актёры труппы по убывающему старшинству – последними, уже бессловесными, на сцену пришли самые юные.
Труппа сказала, что ожидает фотографа. А всем зрителям в данный вечер были розданы пакеты с логотипом БДТ, в которых лежали простенькие фотоаппараты.
Сообразив, в чём «фишка», зрители стали отчаянно фотографировать актёров, не дождавшись отмашки. Оказался не через чур дружный флешмоб.
Необычное зрелище полностью продолжалось менее получаса.
Я осознаю, что Фрейндлих и Басилашвили такие прославленные артисты, что диван с паутиной – это шутка. Кроме того, Фрейндлих и Басилашвили на сегодня – единственный универсальный капитал БДТ, и педагог из Костромы, и учёный из Новосибирска, попадая в Петербург, желают заметить на сцене лишь их.
Возможно, исходя из этого постановщику не стоило так очевидно отшучиваться? Возможно, стоило ему хоть капельку повзрослеть?
Помимо этого, шутка не первой свежести: рабочие с фонариками и ветхий актёр, бредящий текстами хороших пьес, – всё это уже было придумано А. Могучим, в то время, когда восемь лет назад раскрывалась реконструированная Александринка. В общем, на всём вечере открытия мне почудилась тень некоей растерянности Андрея Могучего перед новым назначением.
Громадный зал, огромная труппа. Всё это должно трудиться, и трудиться по профилю – создавать ГРОМАДНЫЙ Театр.
Не «Товстоногов-центр», не формальный, экспериментальный, актуальный либо ещё какой имени линии-в-ступе театр. Два направления, каковые Товстоногов вычислял главными для себя, – поиски литературной базы, работа с актёрами – главные ли они для нового управления театра?
Товстоногов был страстным любителем актёров, везде их разыскивал, заманивал в труппу, позже, бывало, мариновал (на всех ролей не хватало), но не мыслил собственных пьес без той либо другой нужной ему актёрской индивидуальности. Так как дабы прекрасно выполнить роль в громадной хорошей пьесе, нужно быть индивидуальностью, а дабы бормотать текст в бессвязной «композиции», достаточно числиться актёром в штатном расписании.
Так что тревогу за будущее БДТ возможно сформулировать так: в красивом обновлённом строении состоится возвращение театра либо псевдоморфоз (явление, в то время, когда объект, снаружи сохраняя форму, принципиально изменяется по существу)?
Имеется ли «жилка» страстной любви к актёрам у Могучего, я не знаю. Человек он творческий, потому и сохраняю надежду на лучшее, по причине того, что на нехорошее что ж сохранять надежду.
Оно к нам и без того придёт, без всяких на то пожеланий.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Шаманизм (1) — введение в неспециализированную тему.