Вперёд, к музыкальной истории!
На экраны вышла музыкальная картина «Ла-Ла Ленд» – уж ясно, какой страны. Эта страна, щедро одаряющая собственных артистов «Оскарами и» Золотыми «глобусами», когда-то была империей мюзикла, а в наше время элегантно об этом напомнила. «Ла-Ла Ленд» создан могучей любовью кинематографа к самому себе, другими словами к собственному прошлому.
И предлагает приятный, не смотря на то, что и неширокий выход из современного высокотехнологического кинотупика. Данный выход и нам подходит – нужно лишь всё хорошенько обдумать.
На первый взгляд – ничего эпохального: дорогая стилизация под мюзиклы 1930–1950-х годов, с их принципиальными аполитичностью и асоциальностью, с девушками в туфельках и пышных юбках «Мэри Джейн». С непременными сюжетными штампами об ищущих успеха на подмостках сцены композиторах и актёрах.
Не смотря на то, что персонажи время от времени пользуются мобилами, современность в «Ла-Ла Ленде» растворена в радостном воздухе какого-либо нереального Лос-Анджелеса, милого города мелких баров, пустынных ночных улиц, по которым ездят упоительные ретродрандулеты, и простодушных мечт.
В этом райском мире нет никаких социальных неприятностей, по причине того, что бедные мечтатели – обитатели этого города – обитают в маленьких артистических квартирках и совсем радостны. Нет тут и проклятого секса (неестественной невротической потребности, навязанной демонами человеку в ХХ веке) – храбрецам хватает пожатия руки либо максимум поцелуя.
Влюблённый в джаз композитор-пианист Себ (Райан Гослинг) и начинающая актриса Миа (Эмма Стоун), появившаяся в доме «наоборот библиотеки», – милые, благородные фантазёры, обожающие мастерство. По существу, это зрители, слушатели, аудитория – но в раю все грезы сбываются, а потому и отечественным храбрецам дарована реализация их мечт о славе.
Неслучайно в кульминационной сцене отечественная парочка танцует в планетарии, с божественной лёгкостью перемещаясь из макета прямо в звёздное небо.
«Город звёзд…» – так звучит основная тема фильма, которая, будучи повторённой не меньше 20 раз, кроме того запоминается. Музыка композитора Дж. Гурвица обаятельна, но, что именуется, «ничего особого».
У нас бы на таковой уровень любой желающий имел возможность взобраться. Таковой умелый синтез многократно слышанного.
Но вот режиссура Дэмьена Шазелла –это уровень, пока нам недоступный.
Данный прелестный, лёгкий, красивый фильм вовсе не так несложен и наивен, как может показаться. И он, несомненно, будет фаворитом «Вручения Оскара», уже взяв львиную долю «Золотых глобусов».
Тут намечается некий «поворот винта» в развитии кинематографа.
Дело в том, что на протяжении просмотра «Ла-Ла Ленда» зритель неожиданно и остро осознаёт, как он измучился сейчас. До какой петли и тоски его чувственный аппарат заездило твёрдое, неотёсанное, прагматичное и бессердечное кино «высоких разработок».
Всё стремительнее мелькают картины, всё посильнее давят на восприятие, всё неотёсаннее бьют по голове и глазам. А «Ла-Ла Ленд» предлагает возвратиться в том направлении, где была развилка, и поискать прекрасные потерянные вещи.
К примеру, душевность – так как музыкальный фильм немыслим без душевности. Данный фильм как будто бы бы предлагает другую концепцию развития кино – не «стремительнее, выше, посильнее», а «возвратись и отыщи то, что утратил».
Это не коммерческая игра в «старое кино», в частности возвращение в иное, уже потерянное мироощущение. Тебе говорят, что джаз (либо второе великое явление) уже погиб, как говорят это храбрецу Гослинга, а твоя влюблённая душа против – и не имеет возможности джаз погибнуть, пока имеется твоя влюблённая душа.
И ты, само собой разумеется, победишь. Как победил режиссёр Дэмьен Шазелл, что соткал собственную картину из ничего, из каких-то обрывков радуги и райских пёрышек, из киноманских воспоминаний, из жажды воскресить в один раз бывшее счастье.
Необычен солнечный и весёлый воздушное пространство фильма – для того чтобы не получилось бы из одной ностальгии. Тут имеется замечательный творческий импульс, созидательный жест – дополнить мнимый «прогресс» второй тропинкой, где нас терпеливо ожидают забытые вещи (душа отечественная бедная).
Для отечественного кинематографа мысль «возвратиться и отыскать потерянное» – одна из самых нужных, здоровых и верных. У нас также имеется собственная традиция создания музыкальных фильмов, она пара вторая – скажем, у нас тяжело представить чисто лирическую картину, необходим сильный комедийный элемент.
Русским нужно посмеяться. Но в целом пафос «Ла-Ла Ленда» очень понятен и приемлем. Душевность!!
Где она в современном отечественном кино? С фонарём не отыскать. А потому в создании собственных музыкальных фильмов нелишне было бы возвратиться для воодушевления кроме того не в 50–60-е годы ХХ столетия, а подальше.
К двум превосходным картинам режиссёра Александра Ивановского – «Музыкальная история» (1940) и «Антон Иванович злится» (1941). Кстати, сценаристами обоих фильмов был Евгений Петров (тот самый, что «Ильф и Петров»), так что нужный отечественной музыкальной картине юмор был хорошего качества.
В «Музыкальной истории» несложной паренёк (Сергей Лемешев) делается солистом Громадного театра, знакомит народ с хитовыми теноровыми партиями, а заодно получает любви собственной Клавы (Зоя Фёдорова). В «Антоне Ивановиче» доктор наук – маньяк классики приобретает урок терпимости к лёгкому жанру (оперетте) и разрешает дочери выйти за молодого композитора.
В общем, чистая хурма эти фильмы, и отечественным кинематографистам в полной мере возможно было бы их изучить и кое-чем поживиться. По крайней мере не тащить в вечный музыкальный эдем несносных хрущёвых-брежневых, а кроме того в условиях безнадёжной политизированности гордо хранить автономию мастерства.
Действительно, для этого необходимы определённая музыкальная культура и – вот тут у нас заноза – вкус. Вкус, вкус!
Другими словами в первую очередь чувство меры, элегантность, отсутствие навязчивости, жирных подчёркиваний, форсирования, педалирования, умение делать вещи лёгкими пальцами и ходить на мягких лапах. Кошмар отечественной эстрады показывает очень низкий уровень данной самой музыкальной культуры и окончательный провал вкуса – а музыкальное кино и «лёгкая музыка» связаны брачными узами…
Посмотрите хотя бы, как робко и деликатно загримировали Эмму Стоун в «Ла-Ла Ленде», и прекратите раскрашивать малярными кистями лица отечественных актрис. Начните хотя бы с этого – а позже двигаем вперёд!
Вперёд, к новой «Музыкальной истории»!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Кругом пятьсот (Дорожная исторя) — Владимир Высоцкий