Замыкая новый круг
В новогоднюю ночь с 1987 на 1988 год произошло чудо: по Центральному советскому телевидению продемонстрировали рок-композицию «Замыкая круг», которую выполнили самые популярные рок-музыканты СССР. Песня произвела воистину ошеломляющее чувство.
Не смотря на то, что над страной уже вовсю спешила перестройка, никто ещё не имел возможности вообразить себе, что на экранах телевизоров в один момент могут быть и Александр Градский, и Константин Никольский, и Александр Ситковецкий, и Жанна Агузарова, и Марина Капуро, и Александр Монин, и Павел Смеян, и Анатолий Алёшин, и Дмитрий Варшавский, и многие другие.
Но кое-какие люди были в курсе рождения этого чуда. Поэтесса Маргарита Пушкина, написавшая стихи для данной песни, говорила, что ей звонили друзья, каковые всю новогоднюю ночь прождали, в то время, когда же раздастся эта песня.
Один из её друзей жаловался, что вот он стоит с рюмкой водки в руке, а видеоклип всё не показывают. Он желал сперва послушать песню, а позже уж выпить.
И в то время, когда чудо всё-таки случилось и песня раздалась, тут и начались общие веселье и радость.
«Было чувство, – говорит Крис Кельми, создатель музыки «Замыкая круг», – что к концу 80-х наступил разлом времени: одна эра заканчивалась и наступала полностью вторая. Так оно и оказалось.
Эта песня была написана во время глобальных перестроечных трансформаций, каковые происходили у нас. И я почувствовал, что будет здорово собрать всех, с кем мы в течении продолжительных лет дружили и боролись против социальной несправедливости.
В то время, когда я трудился над песней, у меня перед глазами стоял финал спектакля «Юнона и Может быть», в котором я принимал участие, будучи в составе группы «Рок-Ателье». В том месте в финале пелась «Аллилуйя», и на сцену выходило довольно много народу: и артисты, и музыканты, и симфонический хор
Песня появилась, в то время, когда мы сидели дома у Андрея Макаревича – он жил тогда на Ленинском проспекте, – общались, выпивали и игрались джем на гитарах. Проходя по коридору, я нашёл пианино, присел за него – и песня была сходу написана.
Так происходит: прозрение!
Позже мы с Ритой Пушкиной продолжительно трудились над стихами. Она задавала вопросы, как она постоянно спрашивает у авторов: про что эта песня? Я заявил, что эта песня – о главном. О любви. В то время, когда на лицах людей – ухмылки.
Такая философия хиппи, философия Вудстока. Я пологаю, что Рита отлично передала в собственных стихах эту идея, она – отечественный основной рок-н-ролльный поэт, исходя из этого никто второй такие стихи, как в «Замыкая круг», написать, как мне думается, не имел возможности»
«Шёл 1987 год, – вспоминает Маргарита Пушкина. – Время надежд! Время изменений! И все жили ожиданием этих изменений. Стихи я написала скоро, и сильно помог мне в этом Пабло Неруда. Я им вдохновлялась.
Он меня настроил. Пабло Неруда написал: «El pueblo unido jamas sera vencido. До тех пор пока народ един – он непобедим» – под этим лозунгом и писалась эта песня!»
В Останкино был 8?канальный пульт, и дабы записать 26 человек, приходилось сводить и пересводить с одной дорожки на другую. Кто-то приезжал за одни сутки, кто-то – в второй.
Все сходу не могли приехать. Но в канун Нового года, в то время, когда Крис услышал уже сведённый вариант, он просто расплакался.
Но весьма немногие люди верили в то, что «Замыкая круг» удастся протолкнуть в эфир. Крис Кельми говорил, как Градский скептически твердил: «Неужто ты думаешь, что эту песню продемонстрируют на всю территорию страны?» Но произведения, каковые являются стержневыми, пробивают все стенки.
Исходя из этого песня сходу отправилась в эфир.
Однако песня «Замыкая круг» привела к неприкрытому недовольству у телевизионного руководства, поскольку практически никого из участвовавших в видеоклипе не показывали ни в «Огоньках», ни в «Песнях года», и внезапно они показались на экране. Госслужащим казалось, что они совершили неточность.
И в итоге в будущем году данной песни не было ни в еженедельных музыкальных программах, ни в финале «Песни года». На пресс-конференции журналисты задавали вопросы, из-за чего в программе нет лучшей песни года, которую поёт народ?
В ответ было лишь неловкое молчание.
«Но я вычислял, – продолжает Крис Кельми, – что в случае если песня проходит временной барьер и делается любимой народом, значит, мечта осуществилась. Она прошла в следующий век и будет жить продолжительно!»
Но сейчас в самый раз придумывать и записывать новый «Замыкая круг», потому, что новому поколению нужна помощь, поскольку к 2015 году оно неспешно растворилось во времени. В далеком прошлом уже не придумывает новых песен Константин Никольский, не радует новыми ироничными хитами Сергей Минаев, да и сам Крис Кельми сейчас провалился сквозь землю из поля зрения публики.
Незаметно ушёл с Громадной сцены и Александр Градский, заняв почётное место в жюри разных конкурсов, другими словами среди тех, кто оценивает смелые подвиги вторых людей.
Только фаворит «Тёмного кофе» Дмитрий Варшавский систематично записывает новые альбомы, но они – увы! – остаются за рубежом внимания широкой публики.
Легендарный певец «Весёлых» ребят «и Аракса» Анатолий Алёшин в начале 1990?х уехал в Америку, а в 2000-х годах возвратился назад в Россию, но возвратить прошлый успех не сумел. «Я возвратился оттуда снова в звании рядового и столкнулся с сильнейшим противостоянием шоу-бизнеса. Все дыры были законопачены.
В том направлении стало тяжело влезть кроме того человеку с таким прошлым, как у меня» – констатирует Алёшин.
Подобная история произошла и с бывшим вокалистом «Автографа» Артуром Беркутом, прожившим в Америке довольно продолжительное время, а также пара лет, совершённых в группе «Ария», не дали ему опоры для продвижения вперёд.
В самой же «Арии» на данный момент происходят занимательные перемены. Как писал в так и не изданном «арийском» гороскопе узнаваемый социолог Андрей Игнатьев, в составе группы в один раз покажутся юные люди, каковые заменят её отцов-основателей и будут выполнять те же песни под овации и рёв публики.
Так и произошло, в то время, когда в 2011 году фронтменом «Арии» стал вокалист группы «Гран-КуражЪ» Михаил Житняков, а этим летом приболевшего Холстинина на гастролях заменил гитарист той же группы Михаил Бугаев.
Возможно, единственный участник записи песни «Замыкая круг», кто добился вправду громадных удач как в родной стране, так и за границей, – это питерская певица Марина Капуро. В начале 90-х годов она совместно со своим мужем гитаристом Юрием Берендюковым совершила беспрецедентный гастрольный тур по городам США, отыграв 56 сольных концертов в 26 штатах.
Её неповторимому голосу хлопала в ладоши публика Польши, Англии, Германии, Австрии, Швеции, Норвегии, Индии, Японии. В первой половине 90-ых годов двадцатого века Марина была исполнительницей гимна Игр доброй воли, проходивших в Петербурге.
Действительно, в конце 1990?х и в её жизни произошёл эпизод, в то время, когда было нужно не столько заниматься творчеством, сколько выживать. Но поездка в Англию, на фестиваль, посвящённый победе шведской группы «АВВА» на «Евровидении», сильно поменяла судьбу певицы.
В 2007 году Марина и Юрий создали неповторимый музыкальный спектакль «АВВАmania», в который влюбился целый Петербург. А в эти дни Марина Капуро записывает в Англии альбом, что продюсирует известный Дэвид Кортни, номинант премии «Грэмми», трудившийся с PinkFloyd, Полом Маккартни, Эриком Клэптоном, Роджером Долтри и Лео Сейером.
«Я назвала бы отечественное поколение потерянным, – говорит Маргарита Пушкина. – Возможно, сегодняшнее поколение, которое взращивается на Макдоналдсах и «попкорне», можно считать «отысканным», но и в том месте всё равняется будет кто-то потерянный, в то время, когда он осознает, что его дурят. А отечественное поколение не вписывается в сегодняшнюю обстановку.
Началась полоса растерянности. Действительность кусается.
А потом – и по большому счету кошмар: «срок доживания», как это именуют кое-какие отечественные функционеры. Другими словами в случае если человек выходит на пенсию, он перестаёт интересовать государство, по причине того, что он больше не созидает ничего. Он доживает.
И мы стоим перед данной чертой, перед этим оскорблением. Исходя из этого я бы назвала отечественное поколение – поколением растерянных».
Сама Маргарита настойчиво сопротивляется ненастной действительности, создав проект «Маргента».
«Маргента» – это свойство ручной работы, это hand madе, как сообщили бы критики, – говорит поэтесса. – Но работа для того чтобы качества тут на данный момент не нужна. Тут нужен лишь конвейер.
А мы делаем ручной вязки вологодские кружева».
Однако нужно заявить, что это поколение удачно выполнило собственное назначение: взяв на щит «битловский» девиз «Всё, что тебе необходимо, это – любовь» («All you need is love») оно смогло не допустить третью мировую войну а также загасило пламя войны во Вьетнаме. Сможет ли такое сделать новое поколение?
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Замыкая круг. 1987 г.