Золотые руки реставраторов эрмитажа возвращают почти утраченное
Юбилейный год Эрмитаж совершил, как неизменно, в трудах: открыл Вторую очередь Фондохранилища в Реставрационно-выставочном центре в Ветхой Деревне, принял у себя в Главном и Зимнем дворце штабе событие мирового значения – Европейскую биеннале современного мастерства «Манифеста 10», запустил новый сайт, открыл множество блестящих выставок, среди которых особенное значение имеет выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взор через призму времён».
Её возможно заметить до конца февраля будущего года в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца.
Масштабная экспозиция – неповторимая и непростая по характеру работ – показывает всё разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности живописцев-реставраторов музея.
Выставка разрешает представить их кропотливую и трудоёмкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед экспертами, поведать об истории развития и возникновения Отдела консервации и научной реставрации.
В двух залах Эрмитажа представлены 260 монументов культуры – от живописи до часов – прошедших реставрацию в Отделе консервации музея и научной реставрации. К примеру, гости музея сейчас смогут заметить по окончании расчистки «Портрет молодого человека» Рембрандта.
Виртуозная реставрация данной картины убрала все сомнения в авторстве мастера.
«Эта выставка о самой сути судьбы музея, – поведал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – У нас вся реставрация производится в Эрмитаже. Это изумительно увлекательная работа, которую все грезят заметить.
Все видят результаты, но сейчас – благодарю громадное за это реставраторам – они разрешают не только отдельным гостям, но и в принципе всем гостям Эрмитажа по особенной схеме видеть, как они трудятся в особом Открытом хранилище в Ветхой Деревне». на данный момент в отделе консервации и научной реставрации Эрмитажа 14 лабораторий.
А на выставке в Эрмитаже за каждым из более чем двух сотен экспонатов – собственная история, часто детективная. К примеру, картина Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме» была похищена из фондов музея в 2001 году очень зверским методом – вырезана из рамы.
Искали продолжительно, позже поиски прекратили, но в декабре 2006 года полотно подбросили в приёмную главы КПРФ Геннадия Зюганова. Но картина была на грани смерти – похитители сложили холст в четыре раза, как лист бумаги, и очень сильно повредили и нити, и красочный слой.
Как поведал заведующий Лабораторией реставрации станковой живописи Владимир Колобов, реставратор Мария Шулепова занималась спасением картины более двух лет, возвращение картины к судьбе шло под микроскопом. Мария сшивала разрозненные ниточки холста, кромки клеила также под микроскопом.
Получалось не более 1 см в сутки.
«Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто, созданная в первой половине 40-ых годов шестнадцатого века, по большому счету была продолжительное время безымянной картиной итальянского живописца XVI века венецианской школы. Хранитель венецианской живописи Ирина Артемьева обратила внимание на то, что образы, созданные этим «малоизвестным живописцем», весьма похожи на те, что творил Лоренцо Лотто.
Посмотрела в записки живописца и нашла в том месте ссылку на картину, местонахождение которой неизвестно, но доподлинно ясно, что создавал он её для племянницы, уходившей в монастырь, в качестве напутственного подарка. Хранитель решила изучить монумент в отделе научно-технической экспертизы.
И в инфракрасных лучах оказалось, что за спиной мадонны – три ангела, а не чёрный занавес, нарисованный позднее. Так картину атрибутировали и отреставрировали, найдя, кстати, небольшое толчёное стекло в красочном слое – так делали венецианские живописцы, дабы краски сияли.
В коллекции Эрмитажа пара тысяч самых различных часов. Реставраторы возвращают их к судьбе. Михаил Петрович Гурьев – один из известнейших мастеров-реставраторов – поведал на выставке лишь о нескольких эрмитажных часах.
Вот, например, часы, каковые британские суда доставляли в Китай в XVIII столетии, тогда Британия лишь налаживала торговлю с Поднебесной. И ломала голову – ну что этим китайцам нужно?
Оказалось, что главному китайцу-императору весьма понравились музыкальные британские часы, подданным, соответственно, они также сходу понравились. Причём китайцы не называли их часами – обитателей Поднебесной поразила механическая судьба этих вещей – мелодии, звучавшие оттуда, перемещения фигурок.
Они именовали эти часы «самозвенящие колокола». В Запретном городе, где жил император, таких британских часов скопилось более пяти тысяч. Имеется они и в Эрмитаже.
На выставке возможно заметить, какими они были до какими стали и реставрации, в то время, когда эрмитажные мастера вернули их к судьбе.
Лаборатория научной реставрации тканей вернула к судьбе множество экспонатов, среди них: «Костюм нарядный императора Петра Великого», в котором он находился на коронации Екатерины I, более 260 лет пребывавший в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I; платье из шёлкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне; маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой.
О труде реставраторов, по всей видимости, писал Пушкин, вдохновлённый «Святым семейством» Рафаэля:
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прошлой красотой».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Реставрация предметов прикладного мастерства / Экскурсия Смотритель в Эрмитаже