Бесы пили мою кровь
В текущем году заслуженый артист России, известный режиссёр Владимир Хотиненко приехал на «Кинотавр» в 23-й раз. И само собой разумеется, вместе с женой Татьяной – киноведом, редактором всех его фильмов. История их любви хороша экранизации.
Сам Владимир Иванович уверен в том, что их отношения с женой частично похожи на брак Фёдора Достоевского и его жены Анны. В Сочи режиссёр наконец-то мало отдохнул от «Бесов», фильма привёдшего к огромному резонансу у критиков и зрителей.
Я против экранизации классики!
– Владимир Иванович, «Кинотавр» – радостный фестиваль для вас?
– Два раза я возглавлял жюри, в 1997-м вручал Гран-при Алексею Балабанову за фильм «Брат». В 1995-м воображал в Сочи собственную нашумевшую картину «Мусульманин».
Тогда приз за лучшую женскую роль дали Нине Усатовой, за мужскую – Саше Балуеву. Заслуженно.
Но исполнителю ключевой роли Жене Миронову – ничего, не смотря на то, что имели возможность бы и поделить приз. Меня как режиссёра данной ленты по большому счету не отметили. Было достаточно болезненно.
Я радовался за собственных актёров, но осадочек остался. Вздор.
Такая знаковая картина! Не смотря на то, что на фестивале в Монреале дали основной приз.
– Она до сих пор не потеряла актуальности !
– Вот как раз! Жюри «Кинотавра» – не верховный суд и не гамбургский счёт. Всё это мало игра.
И мой принцип – не класть все яйца в одну корзину.
– Вашей смелостью возможно лишь восхищаться. Берётесь снимать «запретных» Достоевского и Булгакова!
– «Я – человек мистический» – могу повторить это за Булгаковым. Но Я против экранизации классики!
Снимать «Бесов» я дал согласие нежданно для себя. Возможно, вследствие того что до этого сделал фильм про Фёдора Михайловича.
Жалко было с ним расставаться, казалось, я что-то ещё не доартикулировал. В общем, забрал и нарушил личные правила.
Кстати, пару дней назад мне в руки попало превосходное письмо Достоевского. Оно очень многое растолковывает и оказывает помощь мне отбиваться от тех, кто осуждает мой фильм. Да, в моей версии сюжетные линии смогут показаться привнесёнными.
К примеру, следователь в исполнении Сергея Маковецкого. Но всему имеется подтверждение в. Тех же бабочек, не на шутку взволновавших критиков, я отыскал в записных тетрадях Фёдора Михайловича.
В своё время к Достоевскому обратилась одна почитательница его таланта. Она желала поставить по его роману пьесу.
Сохранился ответ писателя: «Вы имеете возможность применять какую-то одну линию: Шатов, Ставрогин, Лебядкины, Хромоножка, Верховенский старший либо младший и другие. Но совсем будет прекрасно, в случае если заберёте главную идею и совсем измените сюжет.
Сочувствую и хочу успеха».
– Другими словами вы осознали Достоевского интуитивно?
– По всей видимости! Это письмо укрепило меня. Экранизировать литературное произведение – это всё равняется что делать перевод с русского на китайский.
К примеру, мне понравилось сравнение Татьяны Толстой: в английском нет слова «сугроб». В русском – это не просто снег, это – образ. «Упал в снег» – проза, «упал в сугроб» – поэзия.
Сходу пробуждается подсознание. Нам довольно часто мешают шоры.
– На протяжении съёмок чувствовали незримое присутствие Достоевского?
– Упаси Христос! Имеется поверье, что запрещено лишний раз произносить «линия». Так ты его как бы вызываешь. Но на съёмках мы волей-неволей произносили это слово сто раз на дню.
Так соавтор сценария Наташа Назарова отыскала для себя выход: она постоянно говорила в связке «Бесы Достоевского».
Вымерла кинокритика, осталась журналистика
– Вас осуждали за фильм «Достоевский». на данный момент полоскают за «Бесов». Как вы это переносите?
– Нормально. К сожалению, у нас вымерла кинокритика, остались журналистика и всякие блогеры-шмогеры-анонимы, им только бы хлёстко высказаться.
Это какое-то стукачество – я обязан видеть человека, что что-то мне предъявляет. Пишут нелепицу.
Но я в далеком прошлом ничего этого не просматриваю. Потребности нет.
В том, что сделал, я уверен абсолютно. Самое серьёзное для меня вывод – жены Татьяны, она киновед, кандидат искусствоведения, учитель ВГИКа, редактор всех моих фильмов, мой самый главный и безжалостный критик.
В случае если кто-то постесняется что-то сообщить, то Таня с языком без костей. Время от времени её критика кроме того обезоруживает, но она неизменно конструктивна.
Но бывает и срываюсь: «Ты с кем говоришь?!
Я – заслуженый артист, а не твой студент!» Но ссоримся мы лишь по производственным вопросам.
– В текущем году на «Кинотавре» было представлено восемь из 14 конкурсных картин, снятых дамами. Хорошая тенденция?
– на данный момент женский век. Роль дамы вырастает многократно.
У них – отдельное видение мира. Мужчины ощущают ответственность за судьбы людей, а дамы – ответственность за каждого отдельного человека.
Считаю, что для выбора профессии режиссёра у девушек противопоказаний нет.
– Вы бы ещё раз взялись за Достоевского?
– «Бесы» очень сильно меня измучили, выпили большое количество крови, это была поразительно трудная работа. Я похудел.
Исходя из этого, в то время, когда всякие верхогляды пишут глупости, что мы «сняли скоро, дабы успеть к событиям на Украине», – у меня уши скручиваются в трубочку! Как возможно до для того чтобы бреда додуматься?! Мы трудились над фильмом три года!
Это же не репортаж для новостного сюжета.
– На открытии «Кинотавра» весьма смело о ситуации в стране выступил Александр Сокуров. Обязан ли режиссёр вмешиваться в политику?
– Режиссёр – легко человек. Сокуров – человек особый, но масса деятелей кино – обычные люди.
Тут нет формулы и нельзя навязывать. Кто заявил, что живописец должен быть в оппозиции к власти?
Достоевский не был. Князь к нему обращался, дабы он воспитывал детей. Как так?
Обычный человек неизменно в лёгкой оппозиции, дабы те, кто у власти, не расслаблялись. Но доводить до вздора не следует.
Персональный выбор каждого.
– А у вас какой выбор?
– Я определённо – не в оппозиции, в противном случае бы на «Бесов» была бы совсем вторая реакция. Я не хуже оппозиционеров вижу преимущества и недочёты власти, но они видят лишь нехорошее.
России по природе собственной органичнее всего монархия. Но, увы, династийной монархии у нас нет.
Народовластие отменилась во всём мире. Какая народовластие, в случае если предпринимателям запрещают иметь дела с Россией? Какая народовластие, в случае если СМИ не информируют правды о событиях?
При существующих методах влияния на социум народовластия сейчас быть не имеет возможности.
Выберут того, кого желают, назначат, и всё – грубо либо изящно. В то время, когда президент второй страны говорит: «Российская Федерация должна быть наказана!», любой гражданин России обязан возразить.
Наказать Россию?! В угол поставить?! В то время, когда посторонний дядька говорит такие слова, а другие желают развязать в Российской Федерации партизанскую войну, это совсем недемократично и неприлично…
Где тут ночевала народовластие? Существует иллюзия народовластия.
Я за то, дабы народ оказывал влияние на власть, в противном случае она загниёт.
Я следую своим убеждениям, по ним живу, у меня имеется привычные с противоположными убеждениями, но мы здороваемся, не бускаемся, вот это народовластие. Неистовый Виссарион Белинский писал: «Я начинаю обожать человечество маратовски: дабы сделать радостной мельчайшую часть его, я, думается, мечом и огнём истребил бы другую».
Почитайте, что он писал Гоголю, как он с ним говорил. И этого человека вычисляют основоположником демократических процессов!
Крапива в рамочке
– Как вы празднуете завершение съёмок?
– Окончание съёмок именуется «шапкой». Сейчас планирует вся несколько, и мы подводим итоги за накрытым столом.
Одной из самых тяжёлых для меня стала картина «72 метра». В том месте собственную лучшую роль в кино сыграл Андрей Краско, причём сам пришёл и заявил: «Это моя роль!» Народу на этом фильме было довольно много – человек 50. Я дал обещание, что по окончании съёмок выпью с каждым.
В то время, когда пришла «шапка», мне приобрели огромную декоративную чашу, налили в том направлении «кьянти». Чаша была такая тяжёлая, что я её еле держал . Но слово собственное сдержал. Выпил с каждым.
Возможно было бы перевоплотить это в традицию, но, опасаюсь, здоровья не хватит.
– Я знаю, что у вас с Татьяной имеется собственные особые домашние традиции
– Да, с того времени как мы поженились во второй половине 90-ых годов XX века, любой Новый год мы делаем фото у камина на даче у своих родителей жены. И с годами видно, как мы изменяемся.
Все стенки отечественной квартиры увешаны гербариями – из растений, каковые мы привозим из путешествий. Для нас с женой это больше чем хобби. Это сообщение времён.
Наблюдаешь на эти высохшие веточки, цветочки, и сходу появляется столько воспоминаний! Как-то в горах зимний период я собирал растения, и внезапно меня ужалила крапива.
Я её сорвал, сунул между страницами книжки. В гербарии сделал надпись: «Эта крапива ужалила меня на высоте 2000 метров». Наши друзья также с наслаждением разглядывают отечественные композиции.
Надеюсь, наследники не выкинут отечественные травки. Я кроме того применял собственный гербарий в эпизоде фильма «Смерть империи».
– В «Смерти империи» вы снялись в эпизоде вместе с женой. Это было намеренно?
– По необходимости. Исполнитель роли полковника царской армии перед съёмками напился и не смог прийти на площадку. А жену я сам попросил подыграть, поскольку на актёров эпизодических ролей не хватало бюджета.
Так что она удачно совместила роль жены и работу редактора офицера.
– Вы с Татьяной обвенчались, не смотря на то, что это у вас четвёртый брак. Вычисляете данный ход нужным?
– Настоящим возможно лишь церковный брак. Татьяна приняла крещение за пара дней до венчания. Кстати, Достоевский венчался два раза.
Его первая супруга Мария Исаева погибла, они прожили недолго. Во второй половине 60-ых годов XIX века Фёдор Михайлович обвенчался с Анной Сниткиной, и прожил с ней до конца своей жизни.
– Вы довольны, что сын отправился по вашим стопам в кино?
– Я был против. Профессия режиссёра нестабильная, зависит от случая. Но он не послушался, отучился на платном отделении. В то время, когда я встретился с ним фильм «Одиссея.
Год 1989», я осознал, что сын на верном пути в профессии. 34-летний сын Татьяны Денис Аларкон-Рамирес – гениальный оператор, он снял моих «Бесов».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Истории на ночь — Бесы