Был ли товстоногов на своём вечере?
28 сентября, в сутки столетия великого режиссёра Георгия Александровича Товстоногова, Громадный театр устроил праздничный вечер в его честь. В зале собрался практически «целый Санкт-Петербург», которому в наше время планировать решительно негде и незачем.
Но почтить Товстоногова – святое дело.
Сценическую композицию оформлял режиссёр Виктор Крамер, а не Андрей и худрук Могучий, исходя из этого она была лишена присущей Могучему шаловливости и отливала пара жёстким блеском. На пяти разновеликих белых цилиндрах, повешенных на сцене, показывали фрагменты известных пьес, поздравления отсутствующих театральных деятелей и фото и кадры хроники с незабвенным лицом самого мастера.
Иногда по планшету лёгкими стайками проносились юные артисты театра, приносили-уносили реквизит и что-то бормотали и лопотали. Сами по себе милые, как любая артистическая молодёжь, они очень сильно проигрывали по части дикции классикам БДТ, у которых каждое словечушко не только слышно, но и великолепно интонировано.
Начинал вечер Олег Басилашвили с монологом из «Трёх сестёр», заканчивала Алиса Фрейндлих с отрывком текста из спектакля «Алиса». Эта красивая парочка до сих пор делает кассу БДТ, и зрители неустанно молятся, чтобы Господь продлил их дни.
На спектаклях Товстоногова в большинстве случаев скучать не приходилось, а тут что-то скучновато было – кое-какие выступающие не сообразились с возможностями публики почтительно молчать и переборщили с пафосом. Но развлёк публику Рудольф Фурманов с маленькими рассказами о Товстоногове-человеке и ядовитыми выпадами в сторону современного театра.
И Юрий Стоянов вышел с гитарой, оживил пейзаж. Но яснее всего, само собой разумеется, были лица товстоноговских артистов золотой поры БДТ в отрывках из «Пяти вечеров», «Мещан», «Дяди и» Истории «лошади Вани». собиратель и Знаток актёров, Товстоногов создал труппу, равной которой не было в мире. Кроме того прекрасный «Современник» ей уступал по достатку индивидуальностей, хотя тут возможно и поспорить, но что спорить, в то время, когда «ах, мой дорогой Августин, всё прошло, всё»
Непонятным было отсутствие на вечере Светланы Крючковой. Из Москвы, не считая Сергея Юрского, не приехал никто.
Ах да, Валентина Ивановна Матвиенко,которую вывел на сцену ветшайший артист труппы Георгий Штиль, напомнила, что в юности, будучи в областном комитете партии, несла ответственность за культуру и большое количество общалась с Георгием Александровичем. Перед началом вечера о собственном почтении к Товстоногову заявил и действующий губернатор Георгий Полтавченко. (Я уже не в впервые вижу на культурных мероприятиях обоих губернаторов совместно, и, нужно сообщить, они ясно складываются в некоторый единый альянс «меча и орала».) Олег Табаков (в записи) забавно изобразил самого Георгия Александровича, а вот выступление (также запись) театроведа Смелянского поразило собственной неуместностью.
Он не преминул сказать, что стареющий Товстоногов пришёл к нему к себе домой, упал на пороге, и тогда Смелянский осознал, что дела мастера нехороши. Вообще-то, в случае если человек куда-то приходит и падает, это указывает, что ему в том направлении нельзя ходить, больше ничего.
Но раздражение суетливого человека товстоноговской монументальностью, само собой разумеется, осознать возможно. Полвека собственной профессиональной деятельности Товстоногов стоял неколебимо, и в новые времена многие сохраняли надежду – наконец, упадёт.
Он не упал, а умер, кстати сообщить, всего-то в 73 года.
Значит, человек так властно и умело прятал за величественный образ личные страхи, собственную уязвимость, что многие опасались его чуть не до обморока, трепетали и внимали. Товстоногов и сам был отличным артистом и создал образ самого себя – великого диктатора театра, царя мира актёров и проводника Автора.
Для этого нужна некая таинственность, запрещено себя выбалтывать – и, нужно сообщить, режиссёров для того чтобы типа сейчас практически нет. Товстоногов был дитя ХХ века, века ослепительных индивидуальностей, огромных личностей, и хорошей и не добрый воли (отыщем в памяти Гитлера – и Чаплина).
Для роста личности необходимы самоограничения и дисциплина, где ж их на данный момент заберёшь, в эру несносной публичности, в то время, когда любая былинка пытается выставить собственную жалкую жизнёнку на общее обозрение. О самом Товстоногове, его личной жизни в городе знали мало – ломились на пьесы.
А в его спектаклях жили и действовали очень страстные люди, каковые боролись за любовь, за власть, за славу, за место под солнцем, и в творчестве полномерно сказывался бурный южный темперамент интеллигента Товстоногова. Был у него ещё один могучий дар – педагогический.
Учениками Товстоногова во многом держится современный российский театр, начиная хотя бы с Камы Гинкаса и Генриетты Яновской (они выступали на вечере, как неизменно, изысканно и остроумно). Грезившие о режиссуре намерено выжидали время, дабы поступить как раз к Товстоногову, как сегодняшний художественный руководитель Самарского театра драмы Вячеслав Гвоздков.
Питомцы мастера трудятся на данный момент и в бывших союзных республиках, и за границей, и на каждом имеется хотя бы небольшой, но чёткий «отпечаток Товстоногова». Его серьёзности, его ответственности, его строителя и повадки архитектора.
Многие нет-нет да и посмотрят в тетради, где конспектировали его замечания и разборы. Тут, в собственных учениках, он жив.
Но вот был ли он на вечере собственной памяти? Вообще-то, в то время, когда на экраны показывали ясный силуэт Товстоногова в коридорах театра, казалось, что он жил и живёт в БДТ неизменно. Но где же его талант и ум, отменный вкус и юмор?
По всей видимости, дабы воспринять инспирацию «оттуда», нужно себя к этому как-то приготовить. Просто так не заберёшь погибший театр и не сделаешь его процветающим, как это удалось Товстоногову.
Зинаида Шарко,единственная живая участница спектакля «Пять вечеров», пошутила: «Я верю, что имеется вторая жизнь, и в ней когда-нибудь Саша Володин напишет новую пьесу, Товстоногов поставит, и мы с Копеляном и Лавровым в ней сыграем». Но, увы!
Дабы заметить данный шедевр, нам, зрителям товстоноговского БДТ, также нужно «будет шагнуть за линии» земного опыта. А нам ещё охота пожить и заметить русский театр в славе и силе.
Остаётся попросить Георгия Александровича Товстоногова взять на себя труд воплотиться ещё раз.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Товстоногов в Концертной студии Останкино_1