Глыба. размышляя о галине волчек
Отгремели торжественные салюты в честь юбилея Галины Волчек, актрисы, художественного руководителя и режиссёра театра «Современник». Некая восторженность, характерная театральным людям в дни юбилеев, в полной мере извинительна: их дело складывается из летучей материи.
Всё у театра происходит тут и по сей день, «позже» не будет. «Позже» – лишь мифы, легенды, предания Но «воля и судьба» Галины Волчек хороши не только восхищений, но и размышлений.
Мало кто из зрителей припомнит её юный: уже в 60-х годах часто красовалась Волчек на экране и сцене опытной волчицей, крутой тёткой с ясно сиплым голосом, притворно «тёмными» глубинами и плачущими губами циничного опыта в умных и хищных глазах. Таковой представала в «Всегда живых», известном спектакле «Современника», её Нюрка – хлеборезка, очень сильно «заземляя» возвышенные страдания главных героев.
Волчек очевидно была не «от привычной сцены», а от «привычной судьбы», черпала из быта и опыта, но не с зеркалом, а с увеличивающим стеклом в арсенале на удивление раннего мастерства.
Чествуя Волчек, вспоминали Фаину Раневскую: эта тень была кстати, не смотря на то, что прямого разительного сходства нет. Раневская уже в тридцать пять лет игралась старая женщина в жанровом диапазоне «катастрофа – комедия», минуя фактически драму.
А Волчек в кино и театре была, в большинстве случаев, «дамой в возрасте», как раз дамой, и её жанр – именно драма, не смотря на то, что она возможно и гомерически смешной.
Сходство разве в том, что и Раневская, и Волчек всегда игрались какие-то отрывки и клочки, редко осуществляясь в полный рост, во всю силу дара. Не смотря на то, что дар данный грозно клокотал в произвольных «отрывках и клочках», как магма в недрах вулкана, готового к извержению.
Волчек сыграла кроме того, возможно, меньше, чем Раневская. Ей не хватило любви.
Любви режиссёров, любви зрителей а также – любви актрисы к самой себе. Она не верила в себя, не доверяла себе, не осознавала собственного масштаба и, возможно сообщить, «спряталась» в художественное руководство и режиссуру, отыскала в этих занятиях спасительный выход.
В это же время Волчек содержит потенциал очень способной драматической актрисы. При острохарактерной наружности у неё в жили три Сары Бернар и пять Элеонор Дузе, она игралась в эпизодах каких-нибудь злобных мамаш и спекулянток, а наряду с этим знала всё про любовь, отчаяние, надежду, крах и триумф дамы.
От отличия внешнего и внутреннего появлялось большое поле напряжения. Но необходимо было быть таким изощрённым мастером, как Григорий Козинцев, чтобы выяснить, сколько драгоценной энергии возможно извлечь из этого драматического контраста.
Как словно бы одни юные красотки обожают и страдают! Козинцев дал Волчек роль Реганы в «Короле Лире» (1970), он придумал, что старшая и средняя дочь короля уже немолоды и порядком намаялись под гнётом отца.
И вот, привыкшая лгать, льстить, скрывать все собственные жажды Регана дорвалась до власти. Волчек играется кошмарное превращение дамы в фурию, лярву, колдунью – оставаясь притом в совершенном поле очищенных, «шекспировских» страстей.
Я видела её на сцене во второй половине 80-ых годов XX века в спектакле В. Фокина «Кто опасается Вирджинии Вулф?» по известной пьесе Э. Олби и могу поклясться, что Волчек была в сто раз занимательнее, острее, пронзительнее, чем Э. Тейлор, игравшаяся ту же роль в кино. Она не очень-то вписывалась в гражданскую линию «Современника», её тянуло в ветхие вечные темы, в обычную катастрофу дамы, которую природа применяет (либо не применяет, что ещё страшнее), а позже выбрасывает на помойку.
Её героиня, очень сильно выпивающая культурная особа, бушевала и бунтовала на сцене, никак не опасаясь привести к отвращению либо снисходительную жалость. Недоверие к себе как к актрисе сочеталось в Волчек с отчаянной, беспримерной смелостью – раз уж отважилась выйти на сцену, всё.
Ураган «Галина» не пощадит никого.
Ей не нужно было ничего выдумывать, красоваться, манерничать – драма сама жила в ней, в глубинах её могучей загадочной природы, соединившей в причудливых комбинациях свет и тьму. Она знала и о чёрных слепых страстях, и о преданности и подвигах веры. на данный момент, в то время, когда всё стало так доступно, желающие смогут взглянуть два актёрских свершения Волчек: в фильме «Собственный» (1969) и в телеспектакле «Тевье-молочник» (1985).
«Собственный» Л. Аграновича – весьма приличный коммунистический детектив с Олегом Ефремовым в ключевой роли. Волчек тут – в стане неприятеля, она мамаша-фаворит преступной семейки, соперник уверенный, умный, злобный.
Волчек играется немелко, масштабно, позволяя понять, кто погубит всех этих светозарных милиционеров и честных следователей вместе с их нереальным социализмом. Вот такие звериные мамки, не признающие ничего, не считая крови и плоти.
За образом из фильма как словно бы поднимались бесчисленные полки нэпманш, у которых отобрали лавочку, и арестованных торговок, уверенный в собственной правде: желаю жить и буду жить вопреки всем вашим идеологическим галлюцинациям. Героиня Волчек дышала неугасимой неприязнью к неприятелям семьи, и для неё эта неприязнь была святой.
И тот же пафос – преданность семье – делал забавную Голду, жену Тевье-молочника, умной и красивой. Волчек играется легко совершенную «идиш-маму», но без мельчайшей сентиментальности.
Все актёры «Современника» так или иначе искали меру органичности, «правду судьбы», но не все нашли. Волчек отыскала.
Я говорю о Галине Волчек как раз как об актрисе, по причине того, что тревожусь о судьбе нестандартных дам на сцене и на экране. Их всё меньше. Им всё тяжелее.
Сама Галина Волчек к актёрам предельно внимательна и очевидно желает додать им той любви, которой недополучила когда-то сама. В случае если и берётся на данный момент за режиссуру, так только для любимых артистов – только что поставила «Игру в джин» для Ахеджаковой и Гафта.
В её режиссёрских работах, среди которых имеется и отличные («Обычная история», «На дне», «Крутой маршрут», «Три товарища»), и в спектаклях вторых режиссёров «Современника», частенько игрывают превосходные актрисы. У них имеется неспециализированная черта: они лишены холодного блистания.
Это, само собой разумеется, запрос Галины Волчек – ей подавай нутро, азарт, пламя, кипяток, никаких 36 и 6 у героинь её театра быть не имеет возможности. Так кипит и горит на данный момент на сцене «Современника» Чулпан Хаматова – очевидный эстетический идеал Галины Волчек.
Собственное собственное горение Галина Волчек положила в театр, в котором в случае если и имеется недочёты (к примеру, вкуса: не рекомендую слабонервным наблюдать «Обнажённую пионерку») – то недочёта жизненной силы в нём нет. А современность?
Что современность – она только капля в реках вечности. А что это за реки такие, можно понять, глядя на эту глыбу, Галину Волчек, – даму, которая, что именуется, «справилась с судьбой».
Какой ценой – она сама знает.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Юбилейный вечер Галины Волчек в театре \