Как ободрали таганку

Как ободрали таганку

В мае муниципальный департамент культуры отправил в том направлении группу «молодых фаворитов», дабы они организовали празднование 50-летия театра (правильнее, 50-летие прихода на Таганку Ю. Любимова).

Пара месяцев не было ничего, не считая интервью и заявлений. И вот – первое воздействие: «Несколько юбилейного года» (так они себя сейчас именуют) организовала в фойе выставку «Попытка альтернативы», открывшуюся 25 ноября.

Как оповестила публику помощник начальника департамента культуры Е. Шерменёва, «выставка авторская – художницы Ксении Перетрухиной, и она открывает сложной сезон новой работы в театре, которую готовит несколько молодых гениальных людей».

Из интервью данной самой Перетрухиной в сутки открытия выставки: «Мы снимаем со стенку всё, что на них висит, не считая фотографий актёров, каковые играются в театре, и четырёх портретов: Станиславского, Брехта, Мейерхольда и Вахтангова, каковые Юрий Любимов просил ни при каких обстоятельствах не снимать. Мы попытаемся высвободить театр от накопившихся в нём предметов».

И вправду, стенки ободрали практически подчистую (как и давали слово) и прилепили к ним собственного рода листовки-«дацзыбао»: «На этом месте висела афиша «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «На этом месте была выставка, посвящённая Готлибу Ронинсону – ветшайшему актёру, оставшемуся в труппе от комедии и старого Театра драмы». Имеется и «листовки» мемуарного характера: «Тут трудилась моя мама, тогда ещё театр именовался не Театром на Таганке, а Театром комедии и драмы.

Был в этом театре оркестр, и я с музыкантами, в подвале, где у них была яма с аркестром, проводил всё собственное время, по причине того, что оставлять меня было не с кем». Либо: «Сравнительно не так давно я арендовал комнату в Санкт-Петербурге.

Моя бабушка задаёт вопросы меня: ты уже перевёз в том направлении все собственные вещи?» Причём не завизировано, кто эти вечно полезные воспоминания предоставил.

Для полного счастья авторы «дацзыбао» добавили мало тумана: «Нам хотелось бы исправить недостаток парадигмы», «восстанавливая аутентичное ответ публичных пространств», «отстаивая концепцию важности для истории театра» и т.д. И само собой разумеется, поражает собственной новизной и глубиной фраза «С течением времени пьесы изменяются, и в любой момент настоящего не равны себе в прошлом» – открытие века, возможно сообщить.

Очевидно, подобного рода листовки подходят на роль юбилейных материалов куда больше, чем какие-то ветхие афиши… Но – «авторская выставка», кроме того «радикальный художественный жест, преобразующий театральное фойе в независимое арт-пространство», как сообщается на сайте департамента культуры.

Почему-то «радикальный жест» не позвал общего восхищения; сперва работники театра ответили на него своим жестом, не меньше художественным – на заранее вывешенных «дацзыбао» показались надписи «Ни одной новой мысли», «Многословно» и т.п. Забавно, что на сайте colta.ru появление этих надписей назвали «актом вандализма» (то ли дело – «зачистка» стен от «накопившихся предметов»).

После этого на церемонии открытия кое-какие актёры Таганки (И. Рыжиков, А. Васильев, Т. Сидоренко, А. Лырчиков, С. Подколзин) "настойчиво попросили" срочно убрать эту «выставку» и вернуть на место то, что было содрано.

Но департамент культуры сохраняет должный оптимизм. Е. Шерменёва настаивает: «Попытка альтернативы» – это предложение, высказанное в виде художественного текста. Предложение совместного развития, работы, созидания…

Нескончаемое возвращение в прошлое – это ловушка, а не жизнь в настоящем. На выставке большое количество сообщено про любовь и уважение.

И это видно в каждом из тех, кто пришли трудиться на Таганку. Легко оценивать эту работу нужно не поверхностно, конечно глубоко, как она сделана».

Хороший образчик «глубоко сделанной работы» (она же – «художественный текст»): рядом с четырьмя портретами, «каковые Юрий Любимов просил ни при каких обстоятельствах не снимать» показалось дополнение, рамка со знаком вопроса (как пятый портрет в последовательности Мейерхольд, Вахтангов, Станиславский, Брехт). Концептуально, а основное – только к месту и ко времени.

Да, нет ничего, что может и не должно находиться на месте, но отвергать и разрушать прошлое под видом юбилея, празднуемого за счёт казны (бюджет помой-му образовывает 300 млн. руб.) – это кроме того не смешно.

Смешно, в то время, когда данный детский лепет пробуют выдать за «художественный текст»; но, в случае если так, тяжело не отметить содержания и трогательное единство формы – театральный живописец Перетрухина очевидно не может трудиться с пространством, оно не заполнено. Чтобы приклеить к стенкам такое количество «дацзыбао», не нужно было освобождать столько места; быть может, листовки, в случае если уж кому приспичило, возможно было пристроить на свободные места, не трогая по большому счету ничего (либо сняв минимум «накоплений»).

Но в случае если снимают всё что возможно и запрещено, – спрашивается – для чего? Уж не для того ли, дабы продемонстрировать, кто в доме хозяин (а хозяин – барин)?

Не в данной ли демонстрации содержится целый «художественный жест»? А заодно и вся «альтернатива»?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Таган на одной рогульке. Это легко.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: