Ленфильм: куда же двинется машина?
27 августа, в Сутки кино, в Петербурге произошло праздничное открытие киноцентра «Ленфильм». Ветшайшая кинофабрика сейчас имеет широкую часть, всецело открытую перед любым визитёром.
За скромную плату он сможет посетить целый комплекс культурных развлечений, включая современный кинозал на 200 мест. Я, знакомая с «Ленфильмом» более 30 лет, провела в новых пространствах пара часов, радуясь и тревожась…
В глубине сквера на Каменноостровском проспекте, дом 10, – так же, как и прежде портик с колоннами, центральный вход на киностудию. Это осталось непотревоженным, а 4 гектара желаемой для акул капитализма питерской почвы в историческом центре города – так же, как и прежде принадлежат «Ленфильму», и лишь ему.
Никаких отелей, океанариумов, торговых комплексов и других мерзостных капищ, пожирающих историческое наследие. Нет кроме того «непрофильных арендаторов».
Это думается чудесным образом, но, но, случается в наши дни, в то время, когда величественный национальный «левиафан» поглощает небольших хищников. Высшее мановение державной руки, инспирировавшее золотой ливень кредитной линии ВТБ, разрешило генеральному директору «Ленфильма» Э. Пичугину очень сильно преобразить руины советской киностудии.
Во что?
Визитёр радостными ногами входит в центральный холл, где больше нет милиционера, а имеется фотографии и сувенирный киоск на стенах. В киоске до тех пор пока что особо нечем торговать (плакаты и фирменные открытки обещают в будущем), а фото сейчас напоминают о киноработах Кирилла Юрьевича Лаврова, чьё 90-летие Санкт-Петербург отмечает 15 сентября.
Потом, поднимаясь по лестнице, визитёр может заметить выставку костюмов – она также до тех пор пока мала, но впечатляет. Перед нами – та самая бурка Чапаева из «Чапаева», камзол платьице и Клавдия Офелии из «Гамлета», костюмы графини Дианы из «Собаки на сене» и другое дивное шитьё ветхого «Ленфильма».
После этого путь ведёт в конференц-зал (зал «Под колоннами»), где собраны очаровательные уголки из реквизита известных картин прошлого. без сомнений, взор визитёра упадёт на два доктора – Шерлока Ватсона и костюма Холмса, и невольная слеза увлажнит любопытствующий взгляд. Да вот он, костюмчик в небольшую чёрно-белую клеточку, облекавший отечественного дорогого Ватсона-Соломина, в далеком прошлом покинувшего данный мир!
После этого кино и кафе, тут всё по современному формату, разве что на пути появляются мелкие культурные развлечения наподобие головы доктора наук Доуэля из одноимённого фильма. Что ж, визитёр пускай идёт в кино, не смотря на то, что репертуар кинозала сейчас не поражает качеством и разнообразием (это обещают в будущем), а я прохожу наконец через охрану и оказываюсь в части, для несложного визитёра недоступной.
Всё, закончился гламур! Родные павильоны, вечно дорогой обшарпанный коридор, лестницы цехов и старенькие корпуса – всё на месте. И главным весёлым удивлением оказалось, что я и не воображала, как всё на месте.
Так как много лет шли тревожные слухи, что «Ленфильм» убывает, его материальная база распыляется – и это, по счастью, неправда. Закрома студии набиты до отказа.
Оружие, машины, платья, мебель, посуда – всего всласть. Предметов культуры России и советского периода такое множество, что желающий снять кино может вольно снять в аренду любой реквизит, обставить хоть гостиную графа, хоть комнатку студента какого именно тебе угодно года.
Одно дело – для фильма из, скажем, послевоенного времени приобрести гранёный «мухинский» стакан в магазине, и совсем второе – забрать из реквизиторского шкафа подлинник. Кому-то это покажется несущественным, но для того чтобы эстетического тупицу «Ленфильм» обязан казнить на пороге.
Так как в том месте по коридорам бродит и будет бродить жёсткая тень мученика Подлинности – Алексея Германа-старшего!
Да, Балабанова и смерть Германа подвела незримую линии под историей ветхой киностудии «Ленфильм». Ушли таинственные «творческие микробы», им нужно будет возникать заново.
К открытой части киноцентра «Ленфильм» никаких весьма уж строгих претензий, по-моему, быть не имеет возможности: чистенько, современно. Само собой разумеется, без особенных творческих успехов – цветовое ответ не уникально, люстры – как во французских трёхзвёздочных отелях.
Предполагаю, что известные живописцы «Ленфильма» не принимали активного участия в переформатировании студии, они бы очевидно придумали что-нибудь более изысканное, не «как у всех». Но то, что имеется на данный момент, куда лучше неопрятных руин, в каковые грозился превратиться ветхий «Ленфильм».
Ушёл запах распада. Наступила свежеотремонтированная неопределённость…
Киноцентр предоставляет услуги всем платёжеспособным желающим, и это конечно и ясно. Но будет ли он стимулировать уникальное творчество? На сегодня имеется одна новая картина – «Развод самостоятельно» режиссёра И. Северова, лирическая комедия.
Продемонстрированная на фестивале в Выборге, она не позвала острого интереса ни публики, ни критики. Сергей Снежкин заканчивает «Контрибуцию», и ни пуха ему ни пера, по крайней мере он снимает в собственных лентах прекрасных питерских актёров.
Да, музейная часть «Ленфильма» в порядке, это обеспечено его столетней историей. А вот творческая часть на сегодня похожа на чистую страницу тетради, которая только что приобретена к новому учебному году а также неизвестно, чьим именем будет подписана.
Но, тревожась о будущем, испытываю прочную эйфорию настоящего – Каменноостровский, 10, остался территорией кино.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Ленфильм