Малые сцены, большие смыслы

Малые сцены, большие смыслы

Сходу две премьеры состоялись несколько дней назад в театрах Иркутска. В драматическом имени Охлопкова выпустили «Король умирает» по Эжену Ионеско, в ТЮЗе имени Вампилова — «Собаки» по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг».

Оба спектакля поставлены на малых сценах, за оба — важны юные режиссеры, каковые желают разобраться в мировых проблемах бытия. Дмитрий Иванов из ТЮЗа поднимает тему беспризорных их отношения и собак к людям, а Всеволод Гриневский показывает в драмтеатре постапокалиптическую поэму об умирании.

Пьесы и правда весьма различные — как с позиций материала, так и по воздуху. Исходя из этого сравнивать их либо разбирать с какой-то неспециализированной колокольни грубо говоря не имеет никакого смысла.

Пожалуй, единственное, что их вправду способно объединить, это тёплая кровь молодых режиссеров, одному из которых (Всеволоду Гриневскому) 35 лет, а второму (Дмитрию Иванову) — 29.

Храбрецами спектакля Иванова — актера Иркутского театра юного зрителя, пробующего собственные силы в режиссуре, — стали бродячие псы, каковые ищут счастья в мире ожесточённых людей. Когда-то постановка по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг» уже шла в ТЮЗе, но спустя время была убрана из репертуара, а сейчас снова возвратилась на сцену — в новом прочтении.

Дмитрий Иванов сперва поставил ее вместе с обучающимися студии «АлександриЯ», которая действующий при театре уже практически пять лет. В ней базам театрального мастерства обучаются дети с 12-летнего возраста — как раз с ними Иванов взялся разбирать данный материал, выросший потом в полноценный спектакль.

Постановка показалась успешной художественному совету театра, что внес предложение режиссеру перенести ее на опытную сцену уже с артистами труппы и включить в постоянный репертуар.

«Я проникся этим материалом еще будучи студентом Иркутского театрального училища, в то время, когда отечественный мастер Александр Булдаков планировал ставить с нами пьесу по данной повести, — говорит Дмитрий Иванов. — Тогда спектакль не состоялся, но тема запала, и хотелось к ней возвратиться. Я сам весьма обожаю псов, исходя из этого мне близка эта история.

Мы желаем донести до всех людей, и взрослых и детей, несложную идея: мы должны быть в ответе за тех, кого приручили».

Идея неновая и появляется неизменно, в то время, когда речь идет о животных, но тут, в спектакле история продемонстрирована от лица самих псов, которых играются актеры. Лицо каждого загримировано только наполовину, намекая на то, что в действительности собаки ничем не отличаются от людей, а иногда проявляют кроме того громадную человечность.

Когда-то все они были не необходимы человеку, сбились в свору и сейчас обитают в овраге, к которому подбирается строительство. Ежедневно животные рыщут в отыскивании еды и пробуют учуять в воздухе запах изменений, а ночью ищут «собачью дверку», за которой каждую собаку ожидает радостная сытая судьба.

Только бог ведает, где как раз ее искать, но любая собака связывает хорошую судьбу с человеком. Не обращая внимания на то, что люди в большинстве собственном обходятся с ними жестоко, собаки все равно продолжают им верить.

Эта идея делает спектакль настоящей драмой и вправду способна поменять отношение к животным у подрастающего поколения. Постановка направлена зрителям, достигшим 12 лет, но и взрослым будет полезно выяснить, как чувствуют себя бесприютные животные — либо люди, поскольку недаром они так похожи.

Особенно драматичным выглядит финал, не таковой, как в повести — режиссер намеренно усилил его, дабы дать зрителю «больший трамплин для размышлений». Спектакль играется в пространстве малой сцены, и именно поэтому сама эта история также делается ближе к зрителям.

В спектакле заняты Евгений Старухин, Павел Савин, Александр Карпенко, Ирина Конденко, Анна Конончук, Филипп Тёмный, Любовь Гунькова, Анастасия Чеснакова, Татьяна Чадина, Михаил Ройзен, Илья Крикун, Никита сам Дмитрий и Никитин Иванов.

Режиссер Всеволод Гриневский, приехавший на постановку из Омска, в Иркутском драматическом театре им. Н.П.

Охлопкова говорит совсем о вторых вещах, но и его главный герой из пьесы Эжена Ионеско «Король умирает» получает черты животного, с течением спектакля преобразовываясь в настоящего зверя. Маленькая одноактная пьеса на шесть персонажей разыгрывается на «второй сцене», открытой к разнообразные опытам.

Этим по полной программе и пользуется режиссер, создавая на площадке ужасную воздух бункера, в котором живут король и его свита. За его пределами государство практически схлопывается: границы с каждым часом уменьшаются, почвы разорены, горы оседают, море прорвало плотины и затопляет страну, а двадцатилетние парни через два-три дня становятся шестидесятилетними стариками

Сам же Король (это, пожалуй, лучшая на сегодня роль заслуженного артиста РФ Игоря Чирвы) отказывается видеть очевидное, как и признавать тот факт, что скоро ему нужно будет встретиться со смертью. Классик вздора, Ионеско сооружает собственную пьесу на парадоксах, режиссер с наслаждением пользуется этими же приемами, создавая на сцене воздух общего сумасшествия и определяя собственный спектакль как «постапокалиптическую поэму».

«Мы представили вымышленное государство, которое пережило ядерную войну, — говорит Всеволод Гриневский, комментируя сценическое ответ. — Нет ничего более конкретного, чем вздор. Обычно в том месте не бывает сюжета, и нужно его придумывать самому.

Во многом все зависит от актёров и совместного решения режиссёра, от того, что они откопают в пьесе. Мы стараемся копать глубоко, но с юмором.

Ясно, что имеется как минимум два варианта ответа данной пьесы — возможно поставить ее как политическую сатиру, причем на любое государство, а возможно сделать спектакль об простом человеке, что также есть королем — собственного внутреннего страны. Исходя из этого в то время, когда он умирает, с ним, соответственно, умирает и его государство».

В случае если принять идея о том, что данный спектакль о каждом человеке, то, пожалуй, зрителю будет сложно представить себя на месте храбрецов, чья мимика, способ и костюмы существования на сцене имеют мало неспециализированного с театром, к которому привыкли в Иркутске. Но как раз этого и получал режиссер — мало встряхнуть публику, чуть-чуть шокировать ее.

Исходя из этого перед просмотром нужно готовься к тому, что тут, к примеру, имеется превосходный в собственной жути эпизод поедания мёртвой крысы, сыгранный весьма натурально артистом Романом Мосьпаном. Остальные актеры, занятые в спектакле, также красивы.

Инфернальная Евгения Гайдукова в роли Королевы Маргариты, грезящей довести супруга, с тем дабы привести к прикоснусь собственного любовника — королевского врача. Играющий его Александр Братенков в окровавленном халате, с лукавой и невозмутимым видом усмешкой словно бы следит за всем происходящим со стороны, не вмешиваясь в процесс.

Превосходна в собственной роли Королевы Марии Анастасия Пушилина, которая словно бы символизирует тут то ли саму жизнь, то ли безумное сознание, за каковые цепляется король, сопротивляясь смерти. Он совершает дикие поступки, ведет себя то как умалишенный, то как отчаявшийся до последней степени человек, готовый сделать все что угодно, лишь бы продолжить жить.

Ужасная сказочка закончится темнотой, с которой и начинается, как словно бы появилась в больном воображении либо приснилась.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

30 серия: Громадные и малые точки (с субтитрами)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: