Мультимедиа арт музей

Мультимедиа арт музей

В Мультимедиа Арт Музее открылась первая в Российской Федерации ретроспективная выставка Брассая – классика фотографии первой половины прошлого века, венгра по происхождению (в качестве псевдонима, что свидетельствует из Брассо, он выбрал наименование родного города в Трансильвании), давшего собственный сердце Парижу.

Французскую столицу, мекку мастерства прошлого столетия, Брассай именовал своим полем битвы и не видел себя ни в каком втором городе мира, мастерски применяя в фотографиях его архитектуру, свет, геометрию улиц. Он снимал тени в переулках и наслаждался главными приметами города — Площадью Согласия, Эйфелевой башней, решетками Люксембургского сада, фотографировал случайных прохожих и бродячих котов, вывески и старьёвщиков мясных лавок, улицы с крыш, газовые фонари в тумане, солнечные пятна на мостовых и собственных известных современников – Дали, Джакометти, Мишо, Жана Жене.

Особенно большое количество Брассай снимал Пикассо, чьим фотопортретам на выставке посвящен маленький отдельный раздел.

На выставке кроме этого показывают фотографии 1930-х – 1940-х годов, объединенные в темы Ночной Париж, Тайный Париж, Дневной Париж, Сюрреализм в фотографии, Граффити (1933-1956) и Ню, где снимки сочетаются с графическими работами живописца.

Во Францию будущий фотограф Дьюла Халас (таково настоящее имя Брассая), что начинал как живописец и изучал живопись в Берлинской академии и Будапеште художеств, переехал в 1924-м году в возрасте двадцати пяти лет. Имея журналистский опыт, сначала он писал статьи для местных газет, сопровождая их снимками и карикатурами, и скоро пришел к фотографии как главному делу собственной жизни.

Око Парижа — так фотографа в одном из эссе назвал Генри Миллер. Для Брассая не было ни запретных тем, ни неинтересных мест, а любимым временем была ночь, в то время, когда город начинал жить особой судьбой.

Брассай имел возможность часами шататься по опустевшему Парижу для того, чтобы запечатлеть красоту улиц и садов в дожде и тумане, либо заглядывать в местные кабаки, изучая жизнь их жителей.

Плодами продолжительных прогулок стали серии Ночной Тайный Париж и Париж, прославившие собственного создателя. Первая была размещена в 1933-м году. Храбрецами снимков Брассая стали мосты и афишные тумбы, сточные канавы и фонари, пятна фонарей и отблески Сены.

Фотограф вечно наслаждается преображением города в дождливое время, рассеянным светом, контражуром: так, на одной из его известных фотографий Маршал Ней статуя, занеся над головой саблю, угрожает утопающему в тумане отелю, а на другой, Фонари, плотную пелену пронзают два огня автомобильных фар.

Храбрецами второй смелой серии – Тайный Париж 30-х, заметившей свет в виде книги лишь в 1976-м, — стали преступники, танцовщицы и уличные проститутки кабаре, курильщица опиума и влюбленные парочки в ночных кафе, завсегдатаи борделей и одетые в женские платья мужчины.

Маргинальные персонажи Брассая показались в Paris-Magazine, France Tabou, Bifur, а в различное время он сотрудничал с изданиями Minotaure, Verve, Life и Harper’s Bazaar, для которого кроме этого писал статьи.

В отличие от другого классика – Анри Картье-Брессона, Брассай наслаждался не пойманным мгновением, а всматривался в природу вещей и людей. Не считая себя сюрреалистом (сюрреализм моих фотографий – не что иное как действительность, которую глаз сделал фантастикой), он делал снимки, создавая из очевидного и общепринятого что-то свежее и захватывающее — такие трансофрмации переживали на его сюрреалистических фотографиях для издания Минотавр Батая проросшая картошка, ножницы, наперстки, свернутые капли и билеты росы.

Кроме фотографий, в МАММ показывают графику, гобелен, две скульптуры – Голову Пикассо 1947 года и Зрелую даму, созданную в 1971-м, в то время, когда Брассай уже не занимался фотографией, и негативы на стекле Трасмутации — самую личную серию Брассая, кое-какие работы из которой он запретил выставлять из-за их интимного характера.

Выставка продлится до 7 октября.

Территория непохожих: Мультимедиа Арт Музей


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: