На олимпе конкуренции нет
В текущем году столичному петербуржцу Константину Райкину исполнилось 65. Но о себе он говорит: «Я – человек не юбилейный», предпочитая отмечать значимую дату новыми гастролями и спектаклями.
Своим возникновением в Санкт-Петербурге, что он по памяти детства до сих пор именует Ленинградом, Райкин и предварил серию визитов на невские берега столичного театра «Сатирикон», что продемонстрирует петербуржцам, как последние премьеры, так и в полной мере петербургский спектакль «Вечер с Достоевским» («Записки из подполья»), что пара лет назад поставил для Райкина основной режиссёр Александринского театра Валерий Фокин.
О Фокине
С Валерием Владимировичем мы давнишние театральные товарищи, соратники, ещё с «Современника». Это – целая судьба.
В случае если постараться персонифицировать того, благодаря кому я стал специалистом, то прежде всего я бы назвал Фокина, с которым мы сделали уже порядка двадцати пьес: он – в качестве режиссера, я – в качестве артиста. Время идёт, а мы с ним как-то соединяемся в работе опять и опять.
Валерий Владимирович был инициатором создания спектакля «Превращение» – это был опыт совместной театра Центра и работы Мейерхольда «Сатирикон»… Потом я Фокину внес предложение поставить «Вечер с Достоевским» («Записки из подполья») Принципиально важно, что творчески мы друг другу до сих пор занимательны.
Но у нас в творческих отношениях имеется иерархия: Фокин режиссёр, начальник, а я – актёр, исполнитель воли режиссёра. И главенство Фокина меня никак не огорчает: актёр – человек, любящий, что над ним руководят.
И в то время, когда руководит тот, кого актёр избрал при помощи собственной жизненной практики, это прекрасно. Без этого актёр в современном театре не имеет возможности развиваться.
И не смотря на то, что у себя в театре я также глава, также в далеком прошлом занимаюсь режиссурой, но по начальному собственному образованию я – актёр. И при встрече мы неизменно с Фокиным «группируемся»: он – основной, я – подчинённый, один из самых послушных артистов.
Что он сообщит, то и сделаю. И режиссёр Фокин для меня НЕСРАВНИМ.
Я ни при каких обстоятельствах не сравниваю никого и вторым не рекомендую. Все «Маски» «Оскары» – неестественная вещь.
Мастера соревноваться не должны. Кто лучше – Феллини, Антониони? На олимпе борьбы нет. Она начинается ниже. Соревноваться нужно с самим собой.
Будешь лучше самого себя, и будешь лучше многих.
О гастролях
на данный момент «Сатирикон» в Москве на два года лишён возможности трудиться «у себя», в собственном «доме». Когда-то строение, в котором мы живём, было переделано для театральных потребностей из кинотеатра.
Эта переделка породила множество трудностей и проблем. Это зависшее строительство наконец-то мы можем завершить.
И дабы оно завершилось, мы вынуждены ездить на гастроли. Я данной вынужденности рад: в пара этапов совершим громадные гастроли и в Санкт-Петербурге.
Для нас принципиально важно систематично приезжать в данный город. Эта регулярность у нас нарушилась на какое-то время, но на данный момент мы её восстановим, по причине того, что для меня это самый серьёзный театральный город в стране…
Но в то время, когда мы рождаем спектакль на отечественной столичной нестандартной сцене, он обычно не имеет возможности вписаться в иные параметры. Мы – огромные, мы – дорогие, приобретаем маленькую дотацию и живём за счёт продажи билетов.
Нам удачнее сидеть на месте, чем гастролировать. Это материальная сторона. Но хочется привезти последние пьесы, успешные пьесы, хочется смотреться прекрасно И составляем репертуар не только из-за художественных, но и из производственных, требующих тут площадки, которая разрешила бы не снижать уровень качества пьес.
Нужно, дабы показы прошли достойно. И с финансовым вопросом – не последним в театральном деле, это также связано.
Устроить сейчас гастроли – дело непростое.
О Петербурге-Ленинграде
Москва по количеству театров – театральная Мекка, но я-то появился в Ленинграде Самые сильные юношеские впечатления были взяты тут. Я не забываю лучшие пьесы Георгия Александровича Товстоногова, не забываю акимовские пьесы, не забываю в Александринке пьесы Тут было Близко театра, по причине того, что событием муниципального масштаба являлись и дипломные пьесы театрального университета, каковые также делал Георгий Александрович.
А его направления известные, откуда вышла плеяда режиссёров, артистов превосходных Сильнейшее пристрастие к театру я взял в Ленинграде. Отец мой как артист появился тут, по причине того, что окончил ленинградский театральный университет и трудился тогда в Театре эстрады Всё это для меня весьма значимо, да и то, что мы ко мне возвращаемся, приезжаем с работами отечественными, для меня принципиально важно, крайне важно.
Но Санкт-Петербург – город сложный по части официальных оценок. Неслучайно тут мой великий папа, мой отец так тяжело жил Архив театра хранит ужасные статьи о нём, выходившие как раз в Ленинграде История отечественной культуры, обратная её сторона – неприятная и ужасная – связана во многом с Ленинградом.
Но это родной город, великий город, театральный город. Мы понимаем, куда мы едем.
О стабильности
Отечественный театр очень сильно изменился с последнего приезда ко мне. При нём практически открылась Верховная школа сценических искусств.
Состав театра всё время обновляется, по причине того, что я ставку делаю на молодых артистов. Взрослые у нас, само собой разумеется, также имеется, но мало.
Большинство труппы – артисты юные, и труппа всё время остаётся юный, по причине того, что кто-то уходит в связи с тем, что у нас тяжело трудиться, кого-то я прошу уйти, по причине того, что творческая возможность его нахождения в театре теряется Всё время подходит какая-то новая смена, которую я готовлю. Это заставляет артистов пребывать в лёгком напряжении, в некоей наэлектризованности: тогда они и трудятся по-второму – лучше.
В то время, когда же они чувствуют себя стабильно, в то время, когда им думается, что расположились они в театре окончательно, это начинает на них плохо воздействовать: они начинают наращивать около небольших линия лица жировые кольца, по срезу которых (как у дерева) возможно выяснить количество лет, прожитых в театре. У меня все на договоре: сознательная текучка кадров происходит.
Для этого и вспоминал отечественный театральный университет. Я большое количество занимаюсь преподавательской деятельностью, что и отражается на состоянии театра.
О опытных эйфориях
Все мои занятия – грани одного театрального мира. Не могу выделить, что мне занимательнее. Режиссёр – это опытный зритель. Режиссура – наука о том, как сделать так, дабы зрителю было весьма интересно.
И всё. Ясно, что это человеческое высказывание и другое Но основное в профессии – осознавать, как «держать» зрителя, как добиться от него понимания.
И мне принципиально важно, как реагирует зал, в то время, когда я сам тружусь на сцене. «Держать зал» – это умение входит в необходимую опытную актёрскую установку.
Педагогика – также целая глава судьбы, это также творчество, поразительно меня увлекающее. Видеть, как твой ученик играется что-то верно, – это такое удовольствие, которое возможно сравнить со счастьем от актёрства, в то время, когда ты обладаешь публикой, со счастьем режиссёрским – в то время, когда осознаёшь, что спектакль идет «как нужно» Я в школе-студии МХАТ выпустил три курса, но обучал их как «для себя».
И сейчас я воспитываю студентов, как раньше, – серьёзно. Не имеет значения, под какой крышей. Я за них отвечаю.
Кто-то не подходит, и я с ним расстаюсь достаточно бессердечно. Кто-то их тут же «подбирает», и они позже становятся известными артистами.
А не расстанься я с ними, то педагог и Замечательная артистка Алла Борисовна Покровская говорит, что основное – производить артистов «второго эшелона». Гол забивают единицы, а вот пас хороший передать – принципиально важно. Театр держится на специалистах, а личностей, каковые в центре поклона стоят, меньшинство
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Олигополии и монополистическая борьба