Обезьяны используют орудия труда не тогда, когда это надо, а тогда, когда это легко
Мартышки начинают применять орудия труда не тогда, в то время, когда это весьма нужно, а тогда, в то время, когда это легко и польза не заставляет себя ожидать. К такому выводу исследователи пришли на протяжении анализа результатов нескольких групп ученых, трудившихся с различными видами мартышек в различных местах земного шара.
Статья об этом размещена в издании Biology Letters.
Карликовый шимпанзе
©Nathan Rupert/Flickr
Из нее направляться, что распространенное ранее представление о том, словно бы дефицит и голод еды стимулируют приматов применять орудия для добывания еды неверны. Все совсем напротив.
Возможность найти в данной популяции навык применения орудий растет с доступностью около этих самых орудий (к примеру, камней) и с числом еды, добываемой этим орудием.
Совсем маленькое число видов стабильно применяет орудия труда. К таким видам относятся, к примеру, дельфины-афалины, каковые надевают на шнобель морские губки, предохраняясь от ранений, в то время, когда охотятся на рыб, спрятавшихся в придонных отложениях.
Второй пример – новокаледонские вороны (Corvus moneduloides). Они изготавливают разного типа палочки и крючки, добывая жуков.
Среди нечеловекообразных мартышек этим навыком владеют шимпанзе, орангутанги, чернополосые капуцины и, в меньшей степени, макаки-крабоеды. Это не означает, что, к примеру, все шимпанзе могут применять палки для выкапывания из почвы клубней либо все орангутанги могут разбивать орехи камнями. использования орудий и Навыки изготовления труда передаются социально, на протяжении обучения.
Известен пример из судьбы афалин, обитающих у побережья Австралии. Еще в 80-х годах один дельфин лечился в местном дельфинарии и замечал в том месте трюки, делаемые дрессированными дельфинами. Его никто ничему намерено не учил, но он запомнил, как ходить на хвосте.
Попав назад в дикую природу, он научил этому нескольких товарищей. Приблизительно так же происходит и у мартышек обучение использованию и изготовлению орудий труда. Это социальный навык.
Генетический компонент, если он и имеется, предельно мелок и воздействует на то, что какой-то мартышке несложнее обучиться, а какой-то сложнее. Никаких врожденных навыков использовалия орудий труда у них не существует.
Получается приблизительно такая картина освоения конкретного навыка в конкретной группе приматов. Кто-то один при благоприятных условиях его «изобретает», в случае если навык выясняется нужным, его перенимают другие члены группы, и дальше он передается много поколений при помощи обучения.
Между живущими рядом группами может происходить обмен навыками. Все это сильно напоминает ранние этапы эволюции материальной культуры у людей и потому приводит к повышенному интересу у ученых.
Как мы уже сообщили, генетический вклад в применение орудий труда очень мелок и современные ученые редко пробуют его оценивать. Кроме этого до сих пор редко пробовали оценивать экологические факторы, их-то оценке и посвящена обсуждаемая работа.
Было бы логично высказать предположение, что недостаток еды обязан заставлять животных идти на хитрости и чаще применять орудия труда. Но данной догадки анализ не подтвердил.
Но оказалось, что рост количества соответствующей еды содействует формированию культуры применения орудий труда.
Вопрос новых орудий технологий и освоения труда тесно связан с вопросом человеческих сообществ и эволюции человека, успеха одних гибели и сообществ вторых.
В книге Джареда Даймонда «Ружья, сталь и микробы» рассматривается вопрос о том, как экологическая обстановка в различных местах земного шара создала первичное неравенство между людскими популяциями и обусловила различную начальную скорость эволюции. Эта маленькая начальная отличие, а вовсе не принципиальные различия между людьми, согласно точки зрения Даймонда, лавинообразно усиливалась и стала причиной существующему на сегодня в мире научно-техническо-социально-экономическому расслоению.
Джаред Даймонд по роду собственной научной деятельности орнитолог, и в собственном научно-популярном труде излагает собственную теорию, иллюстрируя ее фактами. Строго говоря, такая иллюстрация доказательством теории не есть.
Но обрисованное выше изучение можно считать подтверждением влияния экологической обстановке на эволюцию, первым делом, эволюцию материальной культуры.
Источник: А. Брутер polit.ru
Мартышки применяют орудия труда