По любви и только для своих
8 марта, в сутки рождения Андрея Миронова, в санкт-петербургском театре «Русская антреприза» произошло очередное, седьмое по счёту, вручение Русском национальной актёрской премии «Фигаро» (статуэтка из бисквитного фарфора, изображающая Андрея Миронова в коронной его роли). «Русская антреприза» – мелкий театр на Петроградской стороне – в данный сутки делается очагом эйфории для настоящих храбрецов сцены. Для того чтобы количества знаменитостей на квадратный метр не бывает нигде и ни у кого!
Болотные лягушки, коих в Питере изобильно, обожают квакать, что-де Рудольф Фурманов, худрук Антрепризы и учредитель «премии», раздаёт статуэтки «своим». В известной мере это так – да лишь «собственными» оказываются для Фурманова десятки блистательных артистов.
Среди лауреатов «Фигаро» прошлых лет – Инна Чурикова и Олег Табаков, Юлия Борисова и Валентин Гафт, юрий Соломин и Светлана Крючкова, Сергей и Вера Васильева Безруков… Их смело возможно назвать «собственными» в первую очередь для публики.
Публика, может, и уважает режиссёров, но обожает она лишь актёров, и ничем данной «дури» вы из публики не выбьете. Нам лица необходимы!
Драгоценные излучения, меняющие нам состав крови! Хорошего артиста публика не забывает продолжительно, даже в том случае, если по окончании него осталось лишь громкое имя-легенда. «Ах, как он игрался…» Вот «Фигаро» и подбадривает живых артистов – вы необходимы, вы дороги, вы любимы, вперёд!
Так как нет существа более трепетного, чем артист, какой угодно известный. Сейчас «Фигаро», к примеру, взял Михаил Пореченков, узнаваемый по кино, но и замечательно выступающий на подмостках МХТ. Переживал, как школьник на экзамене!
Это могучий-то Пореченков. Но актёр без нервов – не актёр. Тем более в то время, когда у тебя справа – Басилашвили, слева – Хазанов, а среди вручающих премию – маститые режиссёры (Андрей Могучий, Валерий Фокин, Алексей Преподаватель, Дмитрий Светозаров, Александр Орлов и другие). «Фигаро» тем и оптимален, что всех сводит воедино – молодых и почтенных, петербуржцев и москвичей, представителей различных направлений и школ.
«Комедианты? Нет! Мы артисты, добропорядочные артисты!» – говорит в финале «Леса» Островского трагик Несчастливцев.
Вот данный образ – «добропорядочные артисты» – и нужен публике. Пускай он идеализирован, да пускай хоть придуман. Недаром актёры сейчас заменяют аристократию.
С их судьбы пишутся светские хроники, на них, кроме того на их одежду наблюдают внимательно и придирчиво: ну-ка, в чем была сейчас графиня NN (допустим, Марина Александрова)?
Графиня Александрова реально была на «Фигаро», в элегантном тёмном брючном костюме, с мелким сыном. Приобретая статуэтку из рук Юлии Пересильд, поведала, что именно на сцене «Антрепризы» когда-то начинала, будучи ученицей телевизионной школы.
Так, и Александрова стала для Фурманова «собственной» – но «своим» был и таковой «мамонт», как Геннадий Хазанов.
Он был прекрасен. Тяжело отыскать равных Хазанову по свойству чуять зал а также простые фразы подавать, как убойные репризы. Хазанов разыграл сценку, которую замечал в кабинете Ширвиндта, говорящего с Владимиром Зельдиным.
В изображении Хазанова эти почтенные люди предстали забавными клоунами, и это верно. Что-то нездоровое имеется в актёрском «величии», и подлинно громадные артисты постоянно стремятся снять это надутое «величие» шуткой, забавным жестом, самоиронией.
Так постоянно поступает, скажем, Олег Басилашвили – он, кстати, и вручал «Фигаро» Хазанову, с которым много лет игрался в одном спектакле. Да, миллионы телезрителей не забывают Хазанова по «кулинарному техникуму», в этот самый момент нет ничего зазорного, те миниатюры были шедеврами, но Геннадий Хазанов так как и настоящий театральный артист, комедийного, само собой разумеется, окраса, но кто может играться комедию, тот, кстати, может играться всё…
Очень многое на вручении «Фигаро» связано с творческим путём Андрея Миронова – он артист вахтанговской школы, и приз взял в текущем году Евгений Князев, превосходный артист Театра имени Вахтангова и ректор «Щуки» (другими словами театрального университета имени Щукина). В то время, когда театральное образовательное учреждение управляет артист для того чтобы калибра, веришь в будущее школы – и отберут кого нужно, и выучат прочно.
Миронов играл в Театре Сатиры – и «Фигаро» приобретает Юрий Васильев, мастер сцены Сатиры, сотрудник Миронова. Не так это и легко – как и Высоцкий, Миронов выходил на сцену и превращал многих партнёров в невидимок.
Много нужно труда, дабы в данной ситуации отыскать собственную тропинку, и Васильеву с годами это удалось. Он с юмором поведал о том, как в том самом спектакле «Фигаро» вдохновенно выполнял роль лакея, и спел «мироновскую» песню («Я этим городом храним…»).
Кстати, и Дмитрий Харатьян, также награждённый в текущем году «Фигаро», спел «мироновскую» песню («Вжик-вжик-вжик – уноси готовенького»), спел по-своему, замечательно, смешно и артистично. По «духу лёгкости» Харатьян, несомненно, творческий родственник Андрея Миронова, но он не проходит службу в стационарном театре, трудится в антрепризах и не так прекрасно знаком театральному зрителю.
А жаль. Симпатичнейший артист.
Елена Камбурова! Это звонкое имя многим знакомо ещё с 60-х годов прошлого века. в наше время Елена Антоновна управляет собственный театр, поэзии и Театр музыки, и это как раз театр, не концертный зал.
В том месте, кстати, трудится отличный театральный режиссёр Иван Поповски, и в том месте возможно заметить и услышать, что такое «театр музыки», в то время, когда на сцену выходит Камбурова, живущая душой любой звук. «Фигаро» Камбуровой – совсем закономерная и заслуженная приз. Но разве то же самое нельзя сказать и про Ольгу Остроумову?
У Остроумовой лишь одна «вина»: она проходит службу в Театре имени Моссовета, которому столичные театральные критики заявили что-то наподобие бойкота, нарушенного только сейчас. А! Ещё она – супруга президента «Фигаро» Валентина Гафта, исходя из этого заподозрила, что «Фигаро» ей достался «по блату».
Само собой разумеется, по блату, это премия «для собственных», лишь эти «собственные» такие отборные и «калиброванные», что быть «своим» для актёрской премии «Фигаро» – значит, быть избранным в очень элитарный клуб.
Желаете спорить с тем, что Хазанов, Басилашвили, Камбурова, Харатьян, Пореченков и тому подобные – элита? А кто тогда для вас элита?
Татьяна Голикова какая-нибудь??
«Фигаро» в текущем году должен был взять великий Алексей Петренко, он практически незадолго до смерти снимался у Рудольфа Фурманова в телепередаче «Театральная гостиная», но так обернулась жизнь, что статуэтку вручили его дочери и вдове. Мелания Петренко выполнила стих Евтушенко «Идут белые снеги», которое готовила вместе с папой.
После этого сделала ставку на скрипке бетховенского «Сурка», что уже, на мой вкус, и лишнее. И без того у всех глаза на мокром месте были…
Наградили кроме этого молодых актрис: Александру Урсуляк, Елену Калинину. Так, была совсем заполнена «вертикаль возраста», но в текущем году не выстроилась «горизонталь пространства» – в большинстве случаев «Фигаро» вручают какому-нибудь превосходному артисту из России, но не из двух столиц, а в текущем году фигурировали лишь Петербург и Москва.
Само собой разумеется, в будущем это исправится. Взявший «Фигаро» не артист, но директор Громадного театра Владимир Урин, само собой разумеется, большое количество для актёров сделал и по большому счету личность выдающаяся, но человек уж и без того ничем судьбой не обижен, в то время как в провинциях героически трудятся прекрасные актёры и без всяких призов.
Церемония шла динамично и радостно, долгих речей никто не толкал, сопровождающие артистов ролики были только вразумительны, а ведущие церемонии – актёры «Антрепризы» Олег и Инна Волгина Куликович в отличие от ведущих «Вручения Оскара» ничего не напутали.
Всего одна накладка и была: заявили, что Эстер Устаева споёт арию Русалки из одноимённой оперы, и певица стала завораживающе петь, но на непонятном языке. Публика было поразмыслила, что оперные певцы навострились петь так, что не разобрать ни слова, но неспешно аудиторию посетило прозрение – это не Русалка Даргомыжского, это Русалка Антонина Дворжака, и певица честно чешет по-чешски…
Так что всё было по любви, для собственных – а вышло заодно и по совести.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ