Правда о калужских молодогвардейцах
Александр ЗЕЛЬСКИЙ, окончив Новосибирский национальный театральный университет, решил попытать счастья в Москве. Сперва снимался в маленьких ролях в таких сериалах, как «Клинок», «След».
После этого пришли главные роли в картинах «Морпехи», «Сделано в СССР», «Фурцева», «Золотой запас», «Лабиринты судьбы» и др. Только что в российский прокат вышла драма «72 часа», где актёр сыграл начальника подпольной комсомольской группы в оккупированном нацистами городе.
— Александр, в базе сюжета «72 часов» – настоящие события, происходившие в городе Людиново Калужской области. Практически организация, которую возглавляет ваш храбрец, – аналог «Юный гвардии», правильно?
– Да, история похожая, лишь о ней меньше знают. О краснодонцах, о «Юный гвардии» Александр Фадеев написал роман, позже был снят фильм Надеюсь, отечественная картина окажет помощь вернуть справедливость, и отечественный народ будет постоянно помнить о юных подпольщиках из Людинова.
Парни лишь окончили школу, началась война. Отечественной разведке нужна была подпольная несколько в городе, что скоро оккупировали немцы.
Нашёлся храбрый юноша Алексей Шумавцов (в картине моего храбреца кличут Василием Швецовым), и из одноклассников организовал подпольную ячейку. Если судить по архивным документам, людиновская комсомольская несколько была одной из самых результативных.
Юные храбрецы передавали отечественным армиям данные по германскому наступлению, распространяли листовки, подорвали ЖД полотно, мост, электростанцию, склад с горючим, десятки грузовиков неприятеля и др. Подпольщики были зверски замучены местными полицаями.
Алексею Шумавцову в Людинове поставлен монумент.
– Как я знаю, первыми фильм «72 часа» взглянули именно обитатели Людинова. Как они приняли картину?
– Для местных память о тех смелых ребятах очень ответственна. В городе имеется Музей комсомольской боевой славы им. храбрецов Людиновского подполья, в школах висят их фотографии на самых почётных местах.
В то время, когда во второй половине 50-ых годов двадцатого века на Павелецком вокзале поймали предателя, старшего полицая Дмитрия Иванова (в фильме – Дмитрий Пронин), вся история с подпольем начала раскрываться полностью, подняли архивы, привели к свидетелям. Суд заседал в Людинове, в местном Доме культуры.
Шёл трое дней. Звук вывели на площадь, где народ отсеживал ход.
Мы в этом ДК, фактически, и показывали фильм. В том месте были родственники подпольщиков, те, кто всё сделал для увековечивания их памяти, большое количество молодёжи.
Это был самый критичный зритель для нас. И было весьма приятно, в то время, когда по окончании показа все благодарили отечественную группу за картину.
– Александр, вы снялись в сериале «Сделано в СССР». Что вам было весьма интересно в том периоде, что бы желали перенести из советского времени в отечественное?
– Воздействие в сериале происходит в 1973–1975 годах. Отечественный фильм про людей, у которых имеется чувство совести, для них существуют вещи, через каковые они просто не смогут переступить. Как раз этого, на мой взор, отечественной эре и не достаточно.
К примеру, у моего храбреца, Юрия Фертмана, отца за убеждения упрятали в психиатрическую поликлинику. Сам Юрий – легендарный боксёр, по причине того, что он не стал менять собственную иудейскую фамилию по отцу на русскую по матери, его не выпустили на соревнования за границу.
Но следующие состязания будут в Москве, и на них приедут американцы. Юре необходимо обязательно победить на ринге, дабы попасть на итоговую пресс-конференцию, где он планирует рассказать о судьбе собственного репрессированного отца. И Юра победил и, рискуя карьерой и собственным будущим, заявил о собственной трагедии всему миру
– Боксом до сериала «Сделано в СССР» не занимались?
– Нет, ни при каких обстоятельствах не занимался. Но перед съёмками отправился к тренеру в секцию при одном университете и четыре месяца отрабатывал удар за ударом.
В принципе я занимался карате, и с ногами мне было несложнее, а вот держать руки все три раунда сначала хватало не легко. Но по большому счету физических нагрузок не опасаюсь. В то время, когда весьма интересно сниматься, их кроме того не подмечаешь.
Тяжелее всего физически было на сериале «Морпехи». Мы снимали в Панаме, в настоящих джунглях, где в десяти метрах от нас грелись на солнце крокодилы.
Часть съёмок проходила на закинутой американской военной базе, где остались одни цементные сооружения, вторая часть – в городе Колоне, где, кстати, снимали одну из серий о Джеймсе Бонде. Сюжет таковой.
70-е годы прошлого века, отечественный десантный корабль отправляют в Анголу. В своё время отечественных армий нигде не было, но военную помощь мы негромко и тайно оказывали многим приятелям.
На съёмках был таковой увлекательный момент, в то время, когда храбрец Игоря Жижикина, американский наёмник, берёт меня, советского офицера, в плен и утаскивает в какой-то закуток катакомб. Полная темнота, ничего не видно, и режиссёр Мурад Алиев кричит Жижикину: «Зажигай фальшфейер!» Игорь зажигает картонную гильзу, наполненную горючим составом, – и мы видим в том закутке нереальное количество огромных тёмных тараканов!
Они мечутся по стенкам, по полу, потолку Замеченное было ужаснее, чем ходить по криминальному ночному Колону, честное слово!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Правда о Юный гвардии — Тайная папка 06 06 2018