Смешной и грустный достоевский

Смешной и грустный достоевский

ПОВЕСТЬ Достоевского по-видимости – грустный «провинциальный анекдот». В городе Мордасове маются от безделья и тоски диковинные по размаху и темпераменту страстей русские дамы.

И внезапно, волею случая, в том направлении попадает ветхий князь, чем приводит в нешуточное беспокойство целый мордасовский «бомонд». Срочно составляются грандиозные замыслы по завлечению князя в водоворот местных интриг.

А «неформальный фаворит» города – Марья Александровна Москалева – тут же планирует женить больного, полубезумного старичка на собственной прелестной дочери Зинаиде.

Конечно, в случае если на афише стоит имя Достоевского, зритель сходу смекает, что из огромных замыслов храбрецов пьесы не выйдет ровным счетом ничего. Достоевский и в малых формах – Достоевский.

Вот и «Дядюшкин сон» – это глубочайший этюд о людских нравах, о людской свойстве рождать фантастические грезы из пустоты. Данной постановке постоянно везло на русской сцене, потому, что в ней имеется две большие хорошие роли для артистов в возрасте – роль Москалевой и роль князя.

В театре «Модернъ» их выполняют Владимир Зельдин и н.а. России Наталья Тенякова.

В то время, когда на экраны СССР вышла картина Пырьева «пастух и Свинарка» с В. Зельдиным в ключевой роли, моя мама была младенцем. Творческое долголетие актера (ему исполнилось 92 года!) беспримерно.

Зритель ожидает его появления на сцене, затаив дыхание, и зритель вознагражден сполна. С Зельдиным на современную сцену приходит ветхая театральная школа с отчетливой, без напряжения ясной и «вкусной» сценической речью, с отточенным и продуманным сценическим перемещением, с обаянием нажитого опыта.

Помимо этого, Зельдин постоянно отличался в «легком жанре», а потому, видели бы вы, как он надевает цилиндр – щегольским, изящно-«опереточным» жестом! Но опереточная пластика отнюдь не исчерпывает содержание образа – и в нем, и во всем спектакле в целом имеется отпечаток смысла.

Борис Щедрин поставил легкий, динамичный, «разговорный» спектакль. Он не загромоздил его подробностями и вещами быта – воздействие происходит в полукруглых расписных ширмах, с явным упором на психологическое излучение актеров.

Основной центр тяжести тут – Марья Александровна Москалева в блистательном выполнении Н. Теняковой. Она – источник действия, фонтан идей, двигатель интриги.

Это, само собой разумеется, дама громадных масштабов – не то полководец размера Наполеона, которого угораздило появиться дамой в провинциальной России, не то Анна Каренина, не добравшаяся до собственного поезда, а осевшая в негромком городе на много лет. Каждое мгновение собственной жизни Москалева готова к бою, и каждую 60 секунд в ее голове созидаются грандиозные замыслы завоеваний.

Она так неистово верит в собственные химеры, что они словно бы бы въявь воплощаются на сцене. Глаза испускают искры, голос напрягается в причудливых, извилистых интонациях, и зритель как будто бы видит воочию ту шикарную Испанию, куда, по уверениям фантастической дамы, обязательно уедет ее дочь, выйдя замуж за ветхого князя.

И не корыстолюбие движет ею – а горячечное желание хоть в мечтах, хоть через дочь вырваться из города Мордасова, где живут одни ничтожества и враги.

То, что она сама – плоть от плоти провинциальной одури и суеты, что она сама измельчала и опошлилась, что ее гневные речи забавны, а грезы отливают романтическим идиотизмом, Москалева не ощущает, не осознаёт. Она увлекает своим бредом и гордую, чистосердечную дочь (Мария Орлова).

Подобно многим одаренным русским людям, Москалева видит действительность, но не признает ее совсем!

А князь Владимира Зельдина – вправду князь. У него красивые манеры – правильнее, воспоминания о красивых манерах, поскольку злосчастный старичок «прожился», изжил все, всю собственную нарядную пустую жизнь.

Видно, что данный ветхий потомок «Евгения Онегина» так и совершил время в балах, обедах, операх и болтовне, ничем и ни при каких обстоятельствах не хотя осложнять «сон судьбы». Единственное его беспокойство – паричок, скрывающий лысинку: князь весьма опасается, что его мелкий секрет найдут.

Но форму он держит старательно, со всей тщательностью, пробуя скрыть огромную растерянность перед судьбой. Пустой, никчемный человечек – и все-таки не без следов благородства, которое толкает его как-то смягчить неловкую обстановку, отшутиться, замять неприличную историю со своей мнимой женитьбой.

Данный князь и простодушен и лукав, и болен и прикидывается, и глуп и весьма кроме того догадлив. Во внешнем рисунке роли, отделанном с блистательностью французского водевиля, у Зельдина проглядывает «достоевская» непростота.

Так уж повезло женщинам города Мордасова, что вместо прин­ца на белом коне они взяли дряхлого князька, выпавшего ненароком из кареты, – но дело в том, что именно для того чтобы «прин­ца» они и заслужили. Во второй половине спектакля женское население Мордасова вываливается на сцену во главе с пьяной и жалкой «хабалкой» Карпухиной (Елена Стародуб).

Разгорается сума­сшедший «достоевский» скандал, и мы видим, откуда выросла и от чего желает бежать мечтающая наяву Москалева – от свинского быта, что, действительно, предельно театрализован, поскольку все женщины грезят быть героинями и хоть на миг, да появляться на сцене. Но все безлюдное: жизнь корчит рожи, издеваясь над глупыми мечтами провинциалов. В плохом карнавале звенит, но, надрывная нота – женщина Зина находит в себе силы сообщить князю правду, попросить у него прощения. «Ветхий и небольшой» оказываются выше и чище окружающей пошлости и прощаются с искренней, сердечной теплотой и грустью

Вот таковой смешной и груст­ный Достоевский появился сейчас в театре «Модернъ», украсив его уникальный репертуар. Данный умный, изысканный театр – один из отрадных уголков театральной Москвы – в будущем году отметит собственный двадцатилетие.

Создательница театра, превосходно одаренная Светлана Врагова – и сама режиссер хоть куда, и я могу смело советовать зрителю ее постановки: «Катерина Ивановна» Л. Андреева, «Ветхий дом» А. Казанцева, «Петля» Р. Ибрагимбекова. Тем более приятно, что эта энергичная дама, создавшая красивый коллектив и неповторимую творческую воздух, начисто лишена узурпаторских настроений – она с радостью приглашает в собственный приветливый театр актёров и режиссёров «со стороны».

В следствии побеждают все, в особенности – зритель.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Фёдор Михайлович Достоевский. Сон забавного человека. аудиокнига


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: