В культуре пока не убивают
Искренние люди
– ОЛЕГ Валерьянович, где встретили Новый год? И чего вы от него ожидаете – для себя, для мастерства, для страны?
– Как неизменно, – с дочками и женой на даче. А по поводу ожиданий Питаю расплывчатые надежды.
Надеюсь, что-то случится, появится что-то новое.
– Какие конкретно ожидания вы связываете с выборами президента?
– Надеюсь, сейчас все кандидаты смогут выразить собственную позицию честно и открыто. Так как в случае если послушать каждого из них, то все желают одного и того же: счастья народу, развития экономики.
Необходимо лишь пристально присмотреться – какими дорогами они желают этого достигнуть.
Был у нас один начальник (товарищ Сталин), он также, по всей видимости, желал блага для народа. И вправду: забрал страну с сохой, а покинул – с ядерной бомбой.
Но 60 млн. человек пали во имя данной ядерной бомбы! Ничего себе, да?
Я не желаю сказать ничего критического о прошедших выборах. Лишь одно меня огорчило – неправда, от которой мы избавлялись в 90-х годах, опять побеждала!
Человек неискренний – погибший человек.
Люди, говорящие правду, отвергающие неправда, вызывают во мне уважение. Кто бы они ни были: коммунисты, демократы Основное – это искренние люди.
Я желаю, дабы, веря во что-то, мы говорили об этом честно. А не лгали, хотя быть «на уровне».
– Как вы относитесь к новомодным постройкам в исторической части Санкт-Петербурга? Я слышала в новостях по ТВ, что известные строения на улице мастера Росси будут надстраиваться мансардами.
– Я бы за это ! Устроил публичную казнь. Забрал бы на себя данный грех! Я езжу по городу, наблюдаю, кое-что мне нравится.
На Каменноостровском проспекте имеется новые дома, каковые вписались в ансамбль этого проспекта – они не разрушают его музыкальный строй. А имеется вещи легко из последовательности вон!
И их все больше!
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о красивой воздушной возможности, которая раскрывается от строения Биржи. Эта возможность уже нарушена строением НКВД. А будет совсем стёрта с лица земли небоскребом «Газпрома»: он выше Смольного собора втрое!
А уж в случае если наряду с этим подняться рядом со Смольным, то вся его лёгкость, вся устремленность в высь, в небо, совсем уничтожаются.
На мой взор, это правонарушение. Нам говорят: вы понимаете, мы в том месте выстроим театры. Не нужно театры строить ценой уничтожения Санкт-Петербурга!
Нам, кстати, на данный момент огромные театры и не необходимы. Необходимы маленькие экспериментальные сценические площадки – для настоящего театра-дома, театра-семьи, театра единомышленников.
– Чего вы ожидаете от театральной реформы?
– Каждая реформа делается с какой-то целью. В 91-м году необходимо было поменять политическую, экономическую судьбу страны – так как она погибала. Причем не просто стояла на коленях – лежала пластом.
Имеется и надевать было нечего – экономика не трудилась. И реформа вспоминала во имя того, дабы, по крайней мере, наполнить магазинные полки. А каков же суть новой театральной реформы?
Выбирая все варианты, прихожу к выводу: по всей видимости, все эти режиссеры, актеры; чего-то они выпендриваются. Может, мы им большое количество платим? Сидят по двести человек в театрах и ничего не делают.
Нужно как-то их «вздрючить» – чего, дескать, они бездельничают?
Но поступить чиновнически-волюнтаристски – всех актеров перевести «на контракт» и притом без соцзащиты – мне думается, легко нереально. Безжалостно.
Я предлагаю всех артистов, которым больше 55 лет, вывести за линии реформы. Платить им хорошие опытные пенсии. А юные пускай уж сами строят собственную судьбу в новых условиях.
Но в то время, когда уж о пожилых-то думать? Я осознаю – некоторым начальникам театров хочется еще один дом. В Репино у них имеется, сейчас они не прочь в Комарово выстроить
Существование вне культуры бессмысленно
– НО БУДУТ ли платить обычные деньги, дабы человек имел возможность достойно жить?
– Не будут. И в то время, когда я говорю: единственное, что пользуется уважением во всем мире, – это русский культура, госслужащие смеются мне в лицо. Для них в действительности существуют лишь газ и нефть.
А культуру необходимо стереть с лица земли – дабы сырье было на первом месте.
Один государственный служащий сообщил мне: «Вот мы рассуждаем о театре, а театр этого не заслуживает. Хорошо, были бы какие-то удачи.
А их нет».
Но это неправда! Я могу назвать множество огромных актерских и режиссерских успехов.
– Как же переубедить «власть предержащих», чтобы не рубили сплеча отечественный «вишневый садик»?
– Поведаю одну историю. В дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга меня пригласили на встречу президента с творческой интеллигенцией. В том месте были все губернаторы России: от Камчатки до Калининграда.
И конечно же говорили – что культура нужна, что необходимо подметать улицы А во мне, как заноза, сидит депутатское прошлое.
Возможно, не нужно бы никуда лезть, но я попросил слова. Причем – вне очереди.
У меня в руках была маленькая книжечка Лихачева «Декларация прав культуры». Эту «Декларацию» я в свое время придумал как собственного рода «Конституцию по культуре».
Лихачев идею подхватил.
Я сообщил: «Владимир Владимирович, если бы вы прочли эту книжку, не было бы необходимости в отечественном собрании. Желаю прочесть последнюю фразу: «Существование страны а также целых народов вне культуры совсем бессмысленно».
Я думал – по окончании собрания губернаторы подойдут ко мне и попросят почитать книжечку. Ни один не обратился!
– Из-за чего у нас так много увлекательных людей в мастерстве и без того мало – в политике?
– В культуре пока не убивают. Вот мой ответ.
– Мне думается, сейчас очевидна тенденция измельчания личности. Из-за чего это происходит?
Вот у вас в БДТ, в то время, когда вы начинали, было целое созвездие масштабных, гениальных, прекрасных людей!
– Товстоногов артистов! Искал и пестовал таланты. на данный момент второе время.
Время междуумия.
Никто не имеет возможности осознать: куда мы идем? Кто мы такие? Семьдесят пять лет мы жили с идеей построения рая на земле.
Но выдумка провалилась.
Вероятно ли это в принципе – построение земного рая? Думаю, да.
Лишь не методом революции. И не на данный момент. Запрещено спешить!
Через революции ничего не выстроить. Они ведут лишь назад, к деградации. Мне думается, когда-нибудь, через многие столетия, человечество отыщет в себе силы стать разумным.
Появится таковой строй на Земле, в то время, когда все будут равны. И, как сказал Пушкин, «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».
Такое вероятно. Европа вон уже соединяется.
Интеллигенция, культура не смогут существовать без соперника. Раньше была цель – борьба с властью Советов.
Эта лживая власть упала. Театр собственную задачу выполнил.
А на данный момент люди не знают ни целей, ни задач.
Злит вседозволенность
– ЧТО сейчас больше всего злит в мастерстве?
– Кстати, очень многое радует. Вот Безруков, которого лишь ленивый не обругал за Есенина и Пушкина. А попытайся-ка ты так сыграть, как Сергей!
Имеется кое-какие моменты, где он прорвался к сути Пушкина. А также если бы не прорвался.
Я все равно шапку снимаю перед ним за то, что он пробовал пройти данный путь.
А злит меня вседозволенность в театре. Заберём спектакль МХТ «Дни Турбиных».
Весьма планшет, вынудить артистов ходить на согнутых ногах – вот тебе и покосившийся мир. А прорваться вовнутрь произведения не при помощи внешних придумок – значительно сложнее.
Меня злит попытка режиссеров не заниматься проникновением в сущность – по причине того, что это весьма не легко. А заниматься демонстрацией собственного якобы уникального видения той либо другой пьесы.
– Олег Валерьянович Басилашвили похож на собственного Бузыкина из фильма «Осенний марафон»?
– Да, весьма похож. Это не означает, что я бегаю по бабам. Легко мы все конформисты.
Нас так воспитали.
Рассуждают: нужен на данный момент Сталин либо нет? И многие говорят – да, нужен. У него были неточности, но он нужен. Желал бы я, дабы тот сукин сын, что говорит об неточностях, посидел в Колымских лагерях!
Сталин переделывал отечественные души и добился весьма многого.
Мы до сих пор – рабы. Мы желаем, дабы над нами кто-то был, а мы будем послушно делать его волю. Сиди, знай собственный шесток.
И мы все его знаем. Это также – Бузыкин. Он – никакой.
Он теряет самое дорогое, что у него имеется, – талант переводчика. Да все мы такие!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА — это капкан для человечества? Что мы можем предпринять?