В поисках совести

В поисках совести

Из бюрократического космоса пришла ободряющая весть: Год литературы передаёт эстафету Году кино. Бодрая, насыщенная судьба ведомств и министерств, занятых умножением русской культуры, вызывает в памяти ветхий коммунистический анекдот – идёт партийный отчёт, и оратор говорит, что в новом году «мы будем жить ещё лучше». Робкий голос из зала: «А мы?»

Энергичные моложавые, гладко выбритые, замечательно одетые, поджарые по моде (толстых наверху в далеком прошлом извели) госслужащие создают прекрасные бумаги о том, что «на 100 площадках произошло 1000 мероприятий».Весьма возможно, что означенные мероприятия состоялись. А если не состоялись, где беда?

Культура – не электричество, чей недостаток заметен мгновенно.

Сто площадок, тысяча мероприятий

Я в осеннюю пору сходила на одно такое действо – в столичном саду «Эрмитаж».Несла ответственность за него, как помнится, Ирина Апексимова. Театральный марафон давали слово.

С программой в руках я, ветхая дура, угомона на меня нет, металась по саду и пробовала стать участницей марафона. Но мероприятия то заменялись без предупреждения вторыми, то отсутствовали, то представляли собой что-то туманное и непонятное (кто-то ходил где-то и проносил различные предметы к удивлению обескураженной публики).

В отчётности-то, само собой разумеется, всё смотрелось точно блистательно, в действительности царил давешний отечественный друг – Вздор.

Не он ли правил бал и на санкт-петербургском культурном форуме, что прошёл с 14 по 16 декабря? Снова «100 площадок, 1000 мероприятий», снова у глав «рабочий победные» реляции и завтрак о премьерах и круглых столах.

И это в Петербурге, где закрылись практически все газеты, где нет полноценного телевидения (последний муниципальный канал – «ТВ100» превратился в филиал «Лайфньюс»), где еле живут две с половиной радиостанции. Мой дорогой друг, популярный писатель, пришёл аккредитовываться на культурный форум и нашёл в администрации, что упала база данных.

Он-то к себе отправился, а приезжие под дождём, говорят, пара часов безрадосно ожидали воссоздания оной базы. Так ли очень сильно заблуждаются те, кто обозвал данный форум – «форумом нахальства»?

Вспомните хотя бы заслуженый артисток

Ничего хорошего я не ожидаю и от заявленного Года кино. Я лишь желаю подать голос в пользу ещё живых (и ого-го как живых) заслуженый артисток России и Советского Союза.

Расписывая собственные тысячи мероприятий, о столпы бюрократического космоса, не забудьте прекрасных актрис, создавших, фактически, славу отечественного кинематографа. (Хлопочу как раз об актрисах из солидарности.) Спросите, имеется ли у них неприятности, как им оказать помощь, а вдруг помогать не нужно – поразмыслите, как их чествовать и прославлять (творческие вечера?). Итак, перечисляю советских Диан и Афродит: Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Элина Быстрицкая, Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Ирина Купченко, Людмила Максакова, Ирина Мирошниченко, Марина Неёлова, Ольга Остроумова, Людмила Савельева, Наталья Селезнёва, Валентина Теличкина, Тамара Сёмина, Ирина Скобцева, Наталья Фатеева, Людмила Чурсина.Это уж самый маленький перечень, из одних звёзд.

В случае если из бюджета Года кино до них хоть что-то дотечёт, будем вычислять, что и бюрократический абсурдистан на что-то может понадобиться.

Кстати сообщить, у Людмилы Чурсиной в будущем году юбилей. Я видела её в трёх спектаклях Русского театра армии, актриса в красивой форме и весьма любима зрителем. Критики же, как это на данный момент принято, Театр армии игнорируют.

Чем мотивируют? Да ничем.

Зритель-читатель, копай глубже!

Публика справедливо требует от критика/журналиста рекомендаций: если он пишет о политике либо экономике – кого сажать, а вдруг о культуре – что наблюдать и просматривать. Возможно, само собой разумеется, послать аудиторию к премиальным перечням тех либо иных отраслей мастерства – мол, кого выдвинули на премии, того и наблюдать/просматривать.

Но это ещё как-то трудится в отношении литературы и не годится, скажем, для театра. С каждым годом в номинанты «Золотой маски» попадают каждые патологические этюды режиссёров Жолдака, Могучего и др., а важные, глубокие работы пролетают мимо.

Я нашла в Театре имени Маяковского отличного молодого режиссёра Никиту Кобелева, очень внимательного к тексту пьес и шепетильно трудящегося с актёрами. Два его спектакля – «Бердичев» по Ф. Горенштейну и «Последние» М. Горького явили публике целую россыпь великолепно выполненных характеров.

Не считая мягкости и изящества манеры рассказа режиссёра занимает суть его – поразмыслить лишь, он всерьёз занят темой семьи, совести, смерти! Значит, и сейчас возможно показать себя, не издеваясь над автором, возможно быть современным без некрасивой эксцентрики, возможно в драматическом театре применять средства как раз драмтеатра.

В случае если юный режиссёр устоит перед ядовитым соблазном тщетной балаганной театральности, он может вырасти в настоящего мастера собственного дела. По крайней мере история с работами Кобелева обосновывает, что основная цель «Маски» – вовсе не помощь талантов.

Так что поиски настоящего эстетического питания требуют от аудитории известной смелости, необычного «дайвинга», погружения в море явлений. Вам будут сказать, что лучший музыкальный театр в Санкт-Петербурге – Михайловский либо Мариинский? А вы не верьте.

Ступайте лучше на улицу Рубинштейна в музыкальный театр «Зазеркалье», что под управлением Александра Петрова, и в том месте вас ожидает счастье, другими словами множество превосходных постановок. Дуют вам в уши, что вышла очередная великая эпопея Л. Улицкой – «Лестница Якова»?

Посмотрите и убедитесь, что эту напыщенную скучищу просматривать нереально. В общем, ищите и обрящете.

Основной вопрос

Вечно мусолят Чехова, ставят и ставят, а сами-то вспоминают над его словами, используют к себе? Вот дядя Ваня в последнем действии пьесы говорит: «Мне сорок семь лет; в случае если, допустим, я проживу до шестидесяти, то мне остаётся ещё тринадцать.

Продолжительно! Как я проживу эти тринадцать лет? Что буду делать, чем наполню их?» Мне думается, это самый главный вопрос. Кто знает, а что если у какого-нибудь энергичного, поджарого, моложавого государственного служащего от культуры он и появится в голове.

И тот, рапортуя про собственную тысячу мероприятий ещё более энергичному, моложавому и поджарому, нежданно задумается – а для чего всё это? Кто я, для чего я? Какой суть в том, что я делаю?

«Внезапно у разбойника лютого совесть господь пробудил»

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Андрей Луганский ? В отыскивании совести в ‘загаженной’ русской душе.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: